Забирайте свой товар обратно!
Есть в России традиция – ненужные вещи покупать. Наиболее разумный, а порой и вовсе единственный выход из ситуации – возврат товара. Хотя бы раз в жизни каждому из нас приходилось возвращать товар обратно. Неважно, был ли это просроченный продукт, чайник, сгоревший в первый же день, купленная бабушкой и ненужная вам шапочка с помпоном, десятая ваза на юбилей, вещь на два размера больше – суть по-прежнему одна.
Товар был куплен, вы хотите его вернуть и имеете на это полное право (кроме некоторых исключений, о которых поговорим чуть позднее). К сожалению, не каждый раз это право исполняется, и не каждый из нас знает, как это право отстоять. Помощником в данной ситуации станет опора каждого продавца и покупателя – Закон о защите прав потребителей.
Итак, ситуация первая и самая распространенная: вы купили товар и вскоре обнаружили, что его качество оставляет желать лучшего (поломка, недостаток, существенный недостаток), при условии, что вы, будучи ответственным потребителем, соблюдали правила эксплуатации товара, установленные производителем, и недостаток товара не был оговорен продавцом заранее.
В соответствии с п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей вы имеете право по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены либо расторжения договора купли-продажи вовсе.
При этом потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п. 5 ст.18 Закона о защите прав потребителей).
Нередко продавец отказывается принимать товар обратно, скорее всего, в надежде на то, что вы попросту не захотите связываться. На самом же деле, потребитель вправе предъявить претензию продавцу (или изготовителю) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. Предприниматель, со своей стороны, обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.
Впрочем, стоит сказать еще о самом гарантийном сроке. Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено законом или договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
Для сезонных товаров (обуви, одежды) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона (срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей).
При продаже товаров по образцам, почте, а также в случаях, когда момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.
Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар (ст.19 п.3 Закона о защите прав потребителей).
Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.
В случае выявления существенных недостатков товара, потребитель вправе предъявить изготовителю требования о безвозмездном устранении таких недостатков. После того, как докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю (если срок службы не установлен). Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем, или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель вправе по своему выбору предъявить изготовителю иные требования или вернуть товар изготовителю в соответствии с п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей и потребовать возврата уплаченной суммы.
В отношении товаров длительного пользования изготовитель или организация, выполняющая функции на основании договора с ним, обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта (п.3 ст.20 Закона о защите прав потребителей).
При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новое комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и замененные комплектующее изделие, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.
В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара, продавец или организация, выполняющая функции продавца, на основании договора с ним обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования, а при необходимости провести дополнительные проверки качества такого товара продавцом в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования (п.1 ст. 21 Закона о защите прав потребителей).
При замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки (модели, артикула) перерасчет цены товара не производится. Если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах. Если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю.
Если требование потребителя не удовлетворено продавцом, цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены. В случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара, в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке (или если оно добровольно не удовлетворено на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены; п.3 ст.24 Закона о защите прав потребителей).
При расторжении договора купли-продажи (в соответствии с п.4 ст. 24 Закона) потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.
Довольно часто после покупки выясняется, что товар по тем или иным признакам вам не подходит. В соответствии с. п.1 ст.25 потребитель вправе обменять непродовольственный товар ненадлежащего качества на аналогичный товар надлежащего качества у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Сделать это можно в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. При этом необходимо соблюсти некоторые нюансы: товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек или кассовый чек, выданные потребителю вместе с указанным товаром. Если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата за указанный товар денежной суммы или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу.
Надежда ФОМИНА