Почему сибиряки не хотят жить в России?
Так уж сложилось исторически, да, к сожалению, и сейчас, Сибирь у многих здесь не побывавших по-прежнему ассоциируется с глухим лесом, медведями и лагерями. Отсюда и извечный конфликт центра и периферии. По итогам последней переписи населения слово «сибиряк» в графе «национальность» не редко встречалось в переписных листах.
Как нам пояснили в Территориальном органе федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, пока подведены только общие итоги Перепеси-2010. Так, уже известна общая численность населения России, количество мужчин и женщин, количество городских и сельских жителей, количество же людей той или иной национальности пока не подсчитано. Но сотрудники региональных управлений Росстата уже не скрывают, что сибиряками записалось немало жителей Тюмени, Омска, Новосибирска, Кемерово, Красноярска, Иркутска, Якутска. Как нам рассказала Алькова Наталья Ивановна, заместитель начальника отдела населения и здравоохранения все того же территориального органа федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, такие случаи были и в Барнауле и в Бийске и Рубцовске.
Причём, вспоминая итоги предыдущей переписи, однозначно можно сказать, что ещё 8 лет назад все эти люди считали себя русскими. Изначально идея записаться «сибиряками» родилась в интернете и многими воспринималась как очередной флешмоб продвинутой молодежи, но неожиданно для инициаторов быстро вышла за рамки виртуального пространства и начала овладевать массами. Накануне переписи государственные СМИ многих сибирских территорий потратили массу эфирного времени и газетных полос, чтобы объяснить населению, что никаких сибиряков нет, а есть русские, украинцы, татары, евреи и далее по списку. Судя по предварительным данным переписи, на украинцев, татар, евреев «и далее по списку» пропаганда подействовала, а вот многие из тех, кого принято считать этническими русскими, все-таки предпочли записаться сибиряками.
Александр Коновалов, красноярский блогер, считается родоначальником акции «Мы — сибиряки!». Он первым высказал то, что уже давно витало в морозном сибирском воздухе. Тем не менее сепаратистом он себя не считает и говорит, что массовое явление сибиряков переписчикам — это не призыв отделяться от России, а попытка привлечь внимание федеральной власти к полуколониальному положению территорий, расположенных за Уральским хребтом. Многие считают что появление «новой национальности» это реакция населения на происходящее, протест против существующей власти и реального положения вещей. Недовольны сибиряки тем, что, являясь источником нефти, газа, угля, леса, руды мы, по-прежнему, остаемся, мягко говоря, не самым богатым регионом России.
По другой версии народность «сибиряк» — признак деградации образования. Людям просто не объясняют, кто они есть на самом деле. Хотя сам вопрос о национальностях довольно сложный. В 60-70-е годы в СССР было около 100 национальностей, потом стало 130, сейчас, наверное, подбираемся к 150. Да и национальность как проект тоже не новость: были уже проекты украинская «нация», белорусы. Духовно все живущие в России один народ. С точки зрения культурологии, может, мы и различаемся, но народ-то все равно один. И по сути все живущие в России русские: русские татары, русские чеченцы, русские сибиряки.
Не нужно быть пророком, чтобы говорить о том, что Сибирь никогда от России не отделится. Но опасность-то в другом. Ведь сама проблема сепаратизма сибиряков есть, и многим понятно то, что если конфликт и назреет решён он будет силовым методом. Всякое государство решает такую проблему силовым методом. Только методические процедуры разнообразны. А метод всегда один.
Подготовила Ася Денисова,
по материалам статьи «Гражданин Сибири», автор Владимир Антипин», Русский репортер» №7 (185), 24.02.11 г.