Кто я? Путешествие к центру себя
В кабинете психолога плачет женщина «бальзаковского возраста». Об ушедшей молодости, о появлении морщинок, об утрате шарма юной красавицы.
А вот женщина постарше, из группы «50+», с потухшими глазами рассказывает, что её сын женится и теперь ей не для чего жить. Полный сил мужчина, которого уволили с работы, отдав предпочтение молодому специалисту, говорит, что вместе с работой потерял смысл жизни… Что общего в этих ситуациях с психологической точки зрения? Как быть дальше этим людям? Чем им поможет психолог?
ВОПРОС ОСОБОГО ЗНАЧЕНИЯ
С детства у каждого из нас постепенно складывается представление о себе, образ самого себя. Психологи называют совокупность суждений человека о себе «я-концепцией». Это те вещи, которые вы перечислите, отвечая на вопрос «кто я?» Здесь и черты характера, и интеллектуальные способности, и оценка внешности, и представление о своей успешности в разных сферах жизни.
По мере взросления и развития человека его «я-концепция» меняется, новые суждения заменяют прежние, появляются новые элементы, например, о том, какой я семьянин, какая я мать и т.д.
Важно то, что некоторые представления человека о себе являются для него значимыми, имеют определяющее значение. К примеру, «я — успешный бизнесмен», «я — мама троих детей», «я — член олимпийской сборной», «я — самая красивая женщина в компании». На психологическом языке такие особо важные, ключевые составляющие образа себя называют идентификацией.
Осознанно или нет, каждый из нас себя с чем-то идентифицирует. Чаще всего областями для идентификации являются профессиональная деятельность и семья. «Кто вы?» — спросил меня на днях водитель такси. «Психолог», — ответил я автоматически. Хотя в моем наборе представлений о себе есть и другие составляющие, но в основном я идентифицирую себя со своей профессией.
А как вы ответите на вопрос «Кто вы?»
РАЗРУХА… В ГОЛОВЕ
После внимательного прочтения предыдущего материала вы уже можете догадаться, в чём причина таких тяжёлых переживаний у упомянутых в начале статьи людей. Да, разрушилось то, с чем они себя идентифицировали: женщина, придающая огромное значение своей красивой внешности, утратила её ( ту, кокй она была у юной девушки); другая женщина, у которой вся жизнь была организована вокруг материнских забот о сыне, оказалась в вакууме; мужчина не может больше считать себя востребованным специалистом, а это была главная часть его представлений о себе («я-концепции»).
Выяснив психологические причины проблемы, переходим к любимому вопросу всех клиентов психологов (да и вообще, это любимый вопрос россиян): что делать?
Вопреки драматическим чувствам «жизнь кончена», «всё плохо» и так далее, жизнь продолжается, а закончился (истёк) срок действия одной составляющей образа себя, пусть даже очень важной, но — лишь части образа, т.е. ментальной конструкции. Жизнь не стоит на месте, нам «надо благодарно принимать» неизбежные изменения и менять в соответствии с ними свою «я-концепцию». Но это трудно и болезненно сделать тому, кто себя идентифицировал с той самой частью, которой больше нет! К примеру, фотомодели тяжко принять, что «ослепительная красавица» — это уже не про неё (если только умная девушка параллельно не реализовывала себя в каких-то других областях). Трудоголик впадет в депрессию оттого, что его профессиональная идентичность исчезла вместе с потерей работы. Женщина, которая ради заботы и воспитания ребёнка отказалась от всего остального (работа, интересы, увлечения, общение, путешествия и др.), почувствует себя несчастной, ненужной, когда её дитя вырастет и уйдёт в самостоятельную жизнь.
Очевидно, что психологическая работа во всех таких случаях обязательно включает поиск «нового себя», своего нового «я». Человек снова чувствует себя собой (новым собой), к нему возвращается энергия и желание жить, наполнять свою жизнь интересным, полезным содержанием.
ПУТЬ К «Я»
Возникает вопрос: а можно ли такие «провалы» предотвращать? Да, можно. И поможет нам в этом психотерапевтический метод, называемый психосинтезом. Его автор — итальянский психолог Роберто Ассаджиоли (1888–1974).
Не останавливаясь на описании модели личности, принятой в психосинтезе, перейдём сразу к практике. Ассаджиоли разработал несколько приёмов, позволяющих посмотреть на себя под непривычным углом зрения: фактически, это медитации, приводящие человека в не совсем обычное состояние сознания, благодаря чему переживается новый полезный опыт. Одно из таких упражнений я и предлагаю вам выполнить прямо сейчас, читая эту статью.
Упражнение называется «Растождествление». Суть его состоит в том, что мы отделяем своё неизменное, глубинное «я» от своих эмоций, желаний, мыслей, телесных ощущений. Что же тогда остаётся? Давайте выясним.
Как писал Роберто Ассаджиоли, нами управляет всё, с чем мы себя отождествляем или идентифицируем. Растождествившись с нашими ролями, желаниями, эмоциями, мы выходим из-под их власти. Прочно, глубинно-прочувствованно укоренив своё «я» в центре осознанности, мы обретаем надёжную пристань в бушующих стихиях внешнего и внутреннего мира.
УПРАЖНЕНИЕ «РАСТОЖДЕСТВЛЕНИЕ»
Сядьте удобно и читайте текст настолько медленно, чтобы у вас успевали появляться переживания (чувства, ощущения).
■ У меня есть тело, однако я не есть это тело. Моё тело может пребывать в различных состояниях: оно может быть здоровым или больным, отдохнувшим или усталым. Я хорошо обращаюсь с ним, стараюсь делать всё, чтобы оно было здорово. Тем не менее, это не я. У меня есть тело, однако я не есть моё тело.
■ Я испытываю эмоции, однако я не есть эти эмоции. Мои эмоции многообразны, они могут изменяться, даже становиться своей противоположностью. Хотя волна гнева или печали может на время захлестнуть меня, я знаю, что это пройдёт, потому что я не есть этот гнев или печаль, поскольку я способен наблюдать за своими эмоциями и понимать их истоки. Итак, совершенно ясно, что они — это не я. Я испытываю какие-то эмоции, однако я не есть мои эмоции.
■ Я испытываю желания, но я не есть мои желания. Желания часто меняются, вступают в противоречие друг с другом, меняют свою полярность. Таким образом, мои желания — это не я. Я испытываю какие-то желания, но я не есть эти желания.
■ Я занимаюсь различными видами деятельности и играю в жизни самые разнообразные роли. Я должен играть их и стараюсь делать это наилучшим образом, будь это роль сына или отца, жены или мужа, учителя или студента, художника или администратора. Но я есть нечто большее, чем просто дочь, мать, учительница. Это только отдельные роли, которые я играю и за исполнением которых я могу наблюдать со стороны. Таким образом, я — это не мои роли.
■ У меня есть ум, но я не есть мой ум. Мой ум — ценное средство познания, но он — это не я. Иногда мой ум отказывается подчиняться мне, он может порождать мысли, которые мне не нравятся, от которых мне плохо или хорошо. Поэтому ясно, что у меня есть ум, но я не есть мой ум.
■ После отделения своего «я» от ощущений, эмоций и мыслей я признаю и утверждаю, что я — это центр, способный наблюдать все психологические процессы и своё тело, а также управлять ими. Этот центр осознанности — постоянный фактор в моей жизни, находясь в нём я могу наблюдать за всеми психологическими процессами и своим телом, а также управлять ими и гармонизировать их. Я хочу, чтобы осознание этого факта никогда не покидало меня в суете повседневной жизни, помогало мне и придавало ей определенный смысл и направление».
(По материалам книги Дж. Томаса «Практика психосинтеза»)
Илья Шабшин,
ведущий специалист
«Психологического центра на Волхонке»