Российская действительность — от маленьких зарплат штаны не падают
Депутаты от партии ЛДПР Ярослав Нилов и Игорь Лебедев предложили внести в Трудовой кодекс понятие минимальной почасовой оплаты труда, которая составит 100 рублей в час. Предположительно, эти поправки будут рассмотрены в Госдуме уже осенью — сообщает solidarnost.org.
В случае принятия поправок работник при нормальной занятости (40-часовой рабочей неделе) будет получать не менее 16 500 рублей, уверены депутаты. Таким образом, это позволит существенно увеличить уровень минимальной оплаты труда в России. Но к понятию «минимальная почасовая оплата труда» нужно относиться довольно осторожно. Во-первых, используя это понятие, работодатель может переводить работников из режима полной занятости на частичную занятость. Он может заявить, что работник требуется ему лишь три часа в день, вот и платить он будет за три часа, а не за восемь. Это повлияет на занятость и доходы людей в худшую сторону.
Во-вторых, почему 100 рублей? Сейчас в США, например, минимальная часовая оплата около 10 долларов в час. Вопрос о введении минимальной почасовой оплаты нужно очень серьезно обсуждать в обществе, причем с привлечением экспертов. В случае же перехода на эту систему работник должен быть законодательно защищен как в отношении существующего у него уровня занятости, так и в отношении уровня его доходов. По мнению специалистов для государства повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума – это более приоритетная задача, чем установление минимальной почасовой оплаты труда. Именно ее планируется решать на осенней сессии Госдумы.
Напомним, что с 1 января 2014 года МРОТ увеличится на 350 рублей и станет равен 5554 рубля, что составит лишь 67,9% от суммы прожиточного минимума трудоспособного человека. Сообщает solidarnost.org
Почему Россия не готова перейти на почасовую оплату труда
По комментарию Тамары Касьяновой, к.э.н., генерального директора «2К Аудит-Деловые консультации Морисон Интернешнл»— заявление министра труда и социальной защиты населения Максима Топилина о неготовности России к введению почасовой оплаты труда, имеет объективные причины, но они не связаны с тем, что сотрудники-почасовики больше страдают во время финансового кризиса.
Во время кризиса в западных странах, в которых почасовая оплата труда действительно пользуется большей популярностью, пересматривались абсолютно все договоры. Руководство в стремлении оптимизировать расходы предприятий избавлялись от тех сотрудников, которых можно было хоть как-то заменить.
И не важно, была ли у них почасовая оплата труда или нет. Скорее всего, причина неготовности России перейти на почасовую оплату труда кроется в том, что минимально допустимый почасовой уровень оплаты труда предлагался в размере 100 рублей, а в этом случае, минимальная ежемесячная плата составила бы 16 тысяч. При этом российский МРОТ немного превышает 5 тысяч рублей, то есть на порядок ниже предлагаемых размеров.
Кстати, в среднем по Европе, в пересчете на российские рубли, оплата труда за час составляет порядка 1 тысячи. К примеру, часовой труд в Швеции и Дании оплачивается в размере 1,7 тысяч рублей, во Франции – 1,5 тысяч, в Германии – порядка 1,3 тысяч российских рублей. В прошлом году власти собирались довести МРОТ хотя бы до прожиточного минимума — с 4,6 тысяч рублей до 6,7, то по заявлениям Минфина на этот шаг потребовалось бы 60 млрд. рублей дополнительных бюджетных средств. Понятно, что в условиях современной сложной экономической ситуации в РФ на такой поступок правительство едва ли осмелится.
Между тем, на сегодняшний день сумма в 16 тысяч рублей – это самая адекватная оценка минимально допустимого оклада, так как именно эта сумма составляет 60% от средней зарплаты по РФ. А минимальный заработок именно так и рассчитывается в развитых странах. Кроме того, доля заработной платы в общем объеме ВВП не превышает 25%, тогда, как в странах с развитой экономикой доля заработной платы составляет от 60% до 80%. Таким образом, россиянам фактически не доплачивают в три раза.
Какой бы зарплата ни была – всегда хочется больше
Комментарий корреспондента «БВ» Михаила Булатова: Несколько лет назад в одной и ныне успешной бийской фирме директор из-за временных трудностей отправил работников в неоплачиваемый отпуск, по своему желанию выплатив им содержание, которое составило порядка пятнадцати тысяч рублей в месяц. Работники, до кризиса получавшие зарплату от тридцати тысяч, возмутились, что такая смешная сумма им – для «поддержки штанов» и только. Но, существующие на прожиточный минимум, бийчане понимают, что такие ответственные работодатели — редкость. В условиях, когда хорошо оплачиваемых рабочих мест в Бийске не хватает, мужчины ищут работу вахтовым методом, а из города уезжает молодая поросль, факты, что нам «недоплачивают по сравнению с Америкой» теряют свои черные краски. Нам чужого не надо — свое бы отдали.