Грузинская страсть на сцене Бийского театра
26 октября Бийский драматический театр открыл новый сезон постановкой пьесы Авксентия Цагарели «Ханума». Зал был полон, были телевидение и СМИ. Будучи в некоторой степени театралом, видел почти все спектакли в нашем городе. В первую очередь мне нравится взгляд бийских режиссеров на классические пьесы.
Любая постановка приобретает, характерный только нашему театру оттенок, отчего становится только интереснее и лучше. И на этот раз от постановки режиссера Михаила Вороновского и художника-постановщика Ольги Смагиной заранее предвкушал эстетическое наслаждение.
Конец XIX века, Тифлис, армянский квартал Авлабар. Старый грузинский князь Пантиашвили давно промотал свое состояние в играх и попойках. Единственное его богатство — звучный титул и родовой герб, известный при дворе АлександраII, о чем князь при любом случае упоминает. И вот, Пантиашвили решает с помощью женитьбы разом поправить свои финансовые дела и погасить кредитные векселя. Искать себе невесту не с руки — для этого существуют свои национальные устои. В округе есть известная сваха Ханума, которая уже присмотрела для жениха подходящую невесту. Пусть невеста немолода и не особенно богата, но так и князь в запросах скромен.Но в сватовство, как назло, вмешивается другаясваха Кабато, которая давно хочет обойти свою конкурентку и сама прослыть самой известной свахой. Ее невеста тоже из купеческой семьи, но юна, прелестна, и ее приданое в разы больше. Как тут устоять? Князь меняет решение и собирается ехать на смотрины ко второй претендентке на звучный княжеский титул. Но прекрасная юная Сона отнюдь не хочет замуж за старого, противного аристократа. Она влюблена в своего учителя Котэ, который, собственно, является родственником жениха и тоже имеет титул князя, но скрывает свое происхождение, ибо знатные люди в Грузии не должны работать.
Влюбленные в отчаянии, но им на помощь приходит сваха Ханума. Она переодевается невестой и принимает участие в смотринах. Старый князь в ужасе. Его будущая «супруга» хромает, вульгарно себя ведет, далеко не стройна, не молода и с нервным тиком на правый глаз. Он снова меняет решение и готов жениться на первоначальной кандидатуре от Ханумы. Но разъяренный отец Соны предлагает такую сумму в качестве приданого, что князь вынужден согласиться. Сваха Ханума в отчаянии. Ее репутация лучшей свахи под угрозой, да и не может она допустить, чтобы Сона и Котэ потеряли надежду на счастье.
Она устраивает встречу девушки со старым князем, но выдает ее за свою собственную кандидатку. Князь приходит в восторг от очередной «невесты», но ему не хочется терять богатое приданое. Тогда Котэ предлагает принести себя в жертву и жениться на «хромой и вульгарной», которая на самом деле его возлюбленная Сона. Хитрость Ханумы раскрывается только на свадьбе.
СвахиХанума (Людмила Семенкина) и Кабато, (Инга Вороновская) словно восточные женщины, завораживали своей пластикой. Из мужских ролей хотелось бы отметить князя Пантиашвили (Юрий Пашинин). Хочется отдельно отметить актеров играющих кинто* — (Игоря Колпакова, Владимира Шелеста, Дениса Евтушенко, Олега Сальникова, Алексея Морозова и Евгения Труфанова). Создалось впечатление, что ты находишься не в прохладном зале театра, а в жаркой стране со своими порядками и устоями, где музыка льется так же красиво, как переливается красное грузинское вино в бокалах.
Актеры играли талантливо, жизнерадостно, профессионально. Наступали моменты, когда забывалось присутствие в зрительном зале, казалось, что я простой житель Авлабара или один из кинто*, а весь накал восточных страстей настоящий. Костюмы и специфическая игра актеров, передающая грузинский колорит, характерную мимику и жесты. Чтобы это оценить — надо увидеть! Показы комедии «Ханума»3 и 4 ноября.
Александр Бедарев
Посмотреть больше фото