Нужно вовремя учить ребёнка правильной речи

26 августа 2022

Родился маленький человечек, не успеешь оглянуться, а он уж первый шаг сделал, ещё немного времени и он начинает произносить свои первые словечки. Малышу 2 — 3 года, а он не различает звуки, вместо «шапка» у нас «сапка», вместо «собака» — «шобака». Годом позже малыш не слышит слоги в слове.

«Ребёнок может изменять слово до неузнаваемости, – комментирует ситуацию специалист. – Но и в «детской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов. Бывает, что ребенок говорит в нос, такой «прононс» не всегда связан с аденоидами. А ведь наша речь предполагает носовое дыхание. Малыш растет. Ему уже 4, 5, 6 лет и Вы с огорчением замечаете, что на фоне своих сверстников он говорит хуже, не так чисто». Наш сегодняшний консультант Светлана Витальевна Ващенко, учитель-логопед психолого-медико-педагогической комиссии МУ «Управление образования Администрации города Бийска» рассказала о том, как избежать подобных проблем.

Три этапа в развитии речи:

Этап первый: довербальный совпадает с первым годом жизни. В этот период в ходе общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок еще не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Это — формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих — предпочтительное выделение знакомых голосов среди других звуков, а также более тонкое различение речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к громкой или тихой речи (наверняка помните, что все малыши любят колыбельные песни перед сном) довербальный этап развития завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

Второй этап: переход ребенка к активной речи приходится обычно на второй год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами. Совместные игры, прогулки, чтение сказок, активное рассматривание картинок и игрушек просто необходимы ему на этом этапе.

Заключительный этап: совершенствование речи – основы общения. В речи ребенка все сильнее отражаются его намерения, все точнее передается содержание отражаемых событий. Происходит расширение и усложнение их словаря, четче становится произношение. Но богатство речи у детей зависит от условий общения с окружающими людьми. А они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними задач общения.

Так, на 2-3 году жизни происходит накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок знает примерно 1000 слов, к 6-7 годам – 3000-4000 слов. К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Появляется связная контекстная речь — развернутая и грамматически оформленная.

Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития разных сторон речи — как устной, так и письменной.

Правильная речь плюс движение!

Как вы думаете, что для развития речи ребёнка в первую очередь посоветует логопед? Оказывается, для того чтобы начать правильно говорить, вашему малышу необходимо научиться полноценно владеть своим телом! Поэтому, увлекаясь развивающими занятиями для речи, нельзя совсем забывать про физические упражнения. Например, плавание задействует абсолютно все мышцы, заставляет их работать, при этом корректирует мышечный тонус — все это «выравнивает» неврологию.

Такие виды борьбы, как ушу, айкидо, а также занятия йогой помогают правильной постановке дыхания. Танцы развивают чувство ритма — фундамент фонетики. Кстати, для этих же целей поиграйте с ребенком в различение бытовых шумов. Пусть он на слух определяет звуки работающего миксера, закрывающейся двери холодильника, чирканье спички и т.д. Не забывайте о мелкой моторике: массаж пальчиков и самомассаж — разогревание своих ладошек.

Когда обращаться к логопеду?

Многие родители почему-то ждут пяти лет и только тогда обращаются к логопеду. Это ошибка! Каждый компонент речи развивается в свое определенное время. Поэтому к логопеду на консультацию приходите как можно раньше: в два, три, четыре года. К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды. К сожалению, сегодня все чаще случается, что будущий первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Так что совет постоянно общаться с ребенком — по-прежнему актуален. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т.д. Все это поможет малышу активно пополнять словарный запас. Кроме того, если новые слова запоминаются с трудом, или ребенок не в состоянии выучить ни одно стихотворение — обращайтесь к логопеду.

Что должно насторожить родителей?

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это должно вызвать тревогу родителей, и они могут обратиться к врачу. Или, к примеру, ребенок говорит много, но плохо: нередко малыш в 3-4 года говорит так невнятно, что понять его может только мать. Бывает, что дети не произносят некоторых звуков, заменяют одни звуки другими или у них нарушен ритм и темп речи — они говорят очень быстро или тянут слова и т.д. Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей, и они склонны объяснять их тем, что «маленьких детей вообще трудно понять!

Если дефекты речи отмечаются у детей 5-6 лет и держатся стойко, нужно принимать меры к их устранению, и у маленьких детей на них необходимо обратить внимание — не связаны ли они с каким-то расстройством. К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 — и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их. И перед школой четко знать «право – лево», вчера – сегодня.

Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушены зрительное восприятие и оптико-пространственные отношения. Что это значит? Представьте себе какую-нибудь картину. Мы воспринимаем целиком и, лишь потом, вдаемся в детали. У детей же фрагментарное восприятие, они видят картину по кусочкам и потом складывают в единое целое. Но к 6 годам восприятие должно «повзрослеть» и стать целостным.

Обращайтесь к специалисту, пока ребенок маленький и только начинает осваивать речь. В возрасте четыре с половиной, пять, шесть лет и далее логопед уже исправляет неправильно сформированные звуки речи.

Учите любимое чадо говорить правильно и будьте здоровы!

Ольга ПАВЛОВА