Учитель от форте до пиано!
Начиная с 1965 года до 1994 года, День учителя отмечался в первое воскресенье октября. День учителя — профессиональный праздник работников сферы образования. С 1994 года Россия отмечает День учителя 5 октября вместе со Всемирным днём учителей. День учителя — один из самых любимых профессиональных праздников. В этот день учителя принимают поздравления от своих воспитанников, которые дарят им цветы и подарки, устраивают концерты, рисуют красочные стенгазеты.
Учитель — это не только человек, обучающий наукам, но еще и носитель духовности и нравственного начала. Учителя выполняют особую гражданскую миссию — воспитание молодого поколения. Их знания и опыт, преемственность традиций и новаторство лежат в основе каждой школы.
У – умные
Ч – честные
И – искренние
Т – терпеливые
Е – естественные
Л – любимые
Ь – мягкие
Мы беседовали с Разиной Любовью Васильевной, директором средней общеобразовательной школы №17 с углубленным изучением музыки и ИЗО. Любовь Васильевна отличник народного просвещения, у неё высшая квалификационная категория. Общение с ней подобно музыке, она может быть разной – от форте до пиано. Сильная и нежная женщина, Учитель с большой буквы.
– Нынешнее поколение детей стало другим, оно растёт в новом информационном обществе. С какими детьми проще работать? Если, например, сравнить детей по дисциплине и успеваемости?
– Современные учащиеся, гораздо лучше разбираются в новых IT технологиях. Эффективно используют разнообразные поисковые системы, гораздо качественнее готовятся к занятиям, используя дополнительные материалы из всемирной паутины
Готовят доклады и презентации с использованием новейшего цифрового программного обеспечения, на различных, высоко технологичных носителях. Курс на модернизацию всех сторон жизни проводимый в стране, в полной мере даёт свои результаты и на школьном уровне, уже невозможно представить современных учащихся без ноутбука, айфона или смартфона. Заметно возросла дисциплинированность и ответственность учащихся, особенно при подготовке и выполнении домашних заданий, мы связываем это с тем что, в стране в целом и в нашей школе в частности реализуются правильные подходы к реформированию и модернизации как процесса преподавания, так и системы образования в целом.
— В последнее время значительная часть воспитательных функций перекладывается родителями на школу, как вы считаете, кто должен выполнять главную роль в воспитании подрастающего поколения?
— Да, действительно, сегодня всё чаще и чаще мы слышим в свой адрес: «Школа должна! Школа обязана! Школа не воспитала!» Эти слова обидны, ведь никто из нас от своих обязанностей не отказывается. В нашем образовательном учреждении воспитательной работе уделяется особое внимание. Мы стремимся охватить все направления воспитывающей деятельности. Программа воспитания, которую мы реализуем уже в течение нескольких лет, предполагает создание условий и для гражданско-патриотического воспитания, и эстетического, и нравственного. Особое внимание уделяем здоровьесбережению: в системе проводятся мероприятия, помогающие детям осознать необходимость ведения здорового образа жизни.
Однако мы отдаём себе отчёт в том, что вся наша работа окажется недостаточно эффективной, если не будет поддержки со стороны родителей. Поэтому мы стараемся поддерживать связь с семьями наших воспитанников: приглашаем к сотрудничеству по вопросам профилактики правонарушений, неуспеваемости учащихся и т. д. Мы напоминаем мамам и папам о том, что они главные и, можно сказать, единственные воспитатели в жизни своих детей, а мы, учителя, лишь помогаем им в осуществлении процесса воспитания.
К счастью, родители наших учащихся это понимают и всегда готовы с нами сотрудничать.
— Наверняка возникают сложности материального характера, удаётся ли решить все проблемы своими силами, или требуется помощь со стороны?
— Сложности материального характера, я думаю, имеется в каждом образовательном учреждении. Хотя, конечно, у нас они стоят не настолько остро, школе скоро 25 лет, и она строилась уже с учетом современных требований. Однако, в свете модернизации образования, инициатив президента, новых требований САНПИНа хочется довести инфраструктуру ОУ до совершенства. У нас имеется неплохая материальная база, но для современного осуществления учебно-воспитательного процесса недостаточно компьютерной техники, интерактивного оборудования, уже требуется хороший ремонт в некоторых сферах школьного хозяйства. Педагогический коллектив выражает огромные слова признательности родителям наших учеников за финансовую поддержку в виде родительских пожертвований.
— За последние десять лет значительно возросли нагрузки на детей, каким образом по-вашему на детях отражаются новые образовательные стандарты?
— Если сравнить учебные планы по новым и «старым» стандартам, то мы увидим, что количество предметов, учебных часов одинаковое. По новым стандартам главное — не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Отучившись на традиционных уроках, дети смогут позаниматься в кружках, секциях, студиях, съездить на экскурсии. Целый день сидеть за партой ребенок не будет. В течение недели ребенку предоставлена возможность позаниматься разными видами, чтобы он не развивался односторонне. В рамках новых стандартов можно развивать научно-познавательную и проектную деятельность. То есть, кроме уроков, ученик может пойти в научное общество, поработать по какому-либо проекту. В новых стандартах заложены две концептуальные вещи: программа духовно-нравственного развития и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Любовь Васильевна, подчеркнула: «Мы не ставим задачи сделать всех детей профессиональными спортсменами, хотя стремление к высоким достижениям должно поддерживаться. Главное, у детей должны быть сформированы поведенческие стереотипы здорового образа жизни. Чтобы ребенок нормально рос, развивался, у него не было сколиоза, плохого зрения. Для этого нужна физическая активность и на перемене, и на уроке, и во внеурочной деятельности».
— Ровно 10 лет назад в российские школы был введён эксперимент — ЕГЭ, до сих пор мнения по этому поводу расходятся, Вы на чьей стороне?
Любовь Васильевна немного подумала:
— Несомненно, у ЕГЭ есть свои плюсы и свои минусы. Преимуществом ЕГЭ считается уравнение шансов на поступление в ВУЗ. Также я считаю, что на ЕГЭ прослеживается комплексная подготовка по предмету, тогда как на традиционном экзамене ученик мог раскрыть лишь одну тему, содержащуюся в билете. Разноуровневые вопросы позволяют учащемуся проявить себя со всех сторон. Однако нужно отметить, что для многих учащихся экзамен в тестовой форме – это психологический барьер. И самое главное – это то, что задания ЕГЭ одинаковы для всех профилей, а ведь по учебному плану количество часов на один и тот же предмет разное. А ведь с введением ЕГЭ говорили о разноуровневых заданиях для учеников профильных и непрофильных классов.
И зачем сдавать математику детям, которые пошли на гуманитарный профиль? ЕГЭ нужен, но обязательные предметы нужно изменить. Надо сдавать русский язык как родной — может быть, но зачем делать обязательным экзаменом – математику? Она ведь далеко не всем нужна, и получается, что дети готовят лишний предмет, причем, иногда им совсем не понятный. Это лишняя нагрузка для детей.
— Какой вы видите современную школу будущего?
Любовь Васильевна улыбнулась:
— Какой будет школа будущего, нам, в общем-то, предугадать не дано. Сегодня мы можем только задать направление. Наверное, идеальным вариантом было бы, если бы в каждой конкретной школе собрались советы – ученики, родители, учителя, провели конференции, придумали свои проекты, обсудили бы их. Вот на этой основе всем вместе можно строить новую школу. А базой для этих изменений должны, на мой взгляд, стать такие характеристики:
— в школе будущего дети будут больше учиться сами, задача учителя — научить их учиться, заинтересовать;
— максимум современных обучающих технологий;
— игровые и другие инновационные методы обучения в полном объёме;
— создание всех необходимых условий для здорового образа жизни, для занятий спортом:
— в школе будущего дети учатся применять свои знания на практике;
— прямое взаимодействие школы с институтами и вузами, производствами.
Ребёнку должно быть в школе интересно, комфортно. Если ребенок чем-то увлечен, если он будет ощущать себя успешным человеком независимо от отметок, тогда процесс обучения пойдёт легко и радостно, а мы получим реальную отдачу.
Разумеется, школа будущего – это светлые кабинеты, оснащённые по последнему слову техники, радиоузел, ухоженные пришкольные участки, спортивные комплексы, но самое главное — атмосфера — доброжелательная, деловая.
Школа будущего невозможна без хороших специалистов, работа которых достойно оплачивается.
Замечу, что школа будущего не появится сама собой, её никто нам не подарит. Она может быть только построена по кирпичику нашими руками, из года в год, совершенствуясь, продвигаясь вперед. И для этого мы должны приложить все свои усилия и знания!
Фото автора