Таежный роман
Сколько бы ни минуло времени, человек запоминает все сильные эмоции. Летом 2005 года, Барнаульским клубом любителей езды по бездорожью была проведена трофи-экспедиция в горах Северо-Восточного Алтая и Горной Шории.
Алтайским джиперам надоело месить грязь в городских оврагах и плюхаться в бродах, они вырвались на вольные горные пастбища, где болота, разбитые каменные перевалы и суровые горные реки.
Всего принимали участие восемь экипажей. Из Бийска — два экипажа УАЗ-469Б и «LandRoverDefender», «ToyotaHilux» (специальноподготовленная в Японии), ГАЗ-69из Барнаула, остальные машины были марки УАЗ.
Экспедицию интересовали возможности преодоления Абаканского хребта на внедорожниках, исследования крупных притоков реки Лебедь — Байгола и Садры на предмет использования их в соревнованиях в качестве спецучастков, узнать возможности машин и свой собственный предел. Одной из задач путешествия было развитие и продвижение автотуризма на Алтае.
За девятидневный маршрут автотуристы испробовали настоящих таежных болот, разбитых каменных перевалов, множества бродов различной глубины. Запомнились поездки по заросшим тальником глубоким мотоциклетным колеям, сплав на машинах против течения. Были опасные ситуации, когда человеческий фактор спасал от аварии автомобиль.
Еще в самом начале пути пойдет дождь, считается, что это к удаче. Примета себя оправдала, за время экспедиции маршрут был пройден без потерь. В особо ненастные дни, когда реки поднимались от воды, удачей считалось прохождение в день всего двух километров. Попадались такие трудные участки, пройти которые было нелегко, например, на участок протяженностью около 500метров было затрачено семь часов, но были и удачные днис общим прогоном в десять километров.
День первый. Экспедиция добралась до Турочака. Стоянка запомнилась отсутствием света и бензина. Аборигены удивленнонаблюдали за колонной джипов. На АЗС, где был «80-й бензин», не было света, а где был свет, соответственно не было бензина.
День второй. Перегон по асфальту и щебенке. Из самых запоминающихся событий — шалые глаза жителей поселкаБийка. На автотуристов смотрели, как на передвижной дурдом.
День третий.Разбив лагерь возле тайги, двое отправились на разведку. Разведчики укомплектованы по законам военного времени: рация, нож, ружье с патронами, спички, разве что фотоаппарат немного нарушает целостность картины. По ходу разведки было найдено немало интересного. Например, пень кедра, обхватить который не под силу и пятерым мужикам. На обратном пути разведке пришлось немного поблудить по мокрому лесу, дождь лил как из ведра, приходится искать не только обратную дорогу, но и друг друга, броды проходили уже не разбирая дороги, сухих вещей не осталось, люди промокли до нитки.
День четвертый. Вода в реке поднялась на 40 см. После ночлега машины «выплывали» поочереди. Не обошлось и без потерь: утонул фотоаппарат и рация.
День пятый. В этот день джиперы надолго засели в болоте,но несмотря на тяжелые условия, все же удалось пройти целых два километра. После сложнейшего пути –ночевка показалась долгожданной наградой.
День шестой. Впереди река Кок, по ней сплавом до реки Садра и снова сплав. Позади – неисчислимое количество бродов. GPSнавигация отказывается сотрудничать — карты и показатели навигатора не совпадают совершенно. На реке Садра все машины по очереди садились на камни. На перевале у ГАЗ-69 застучал двигатель, машину пришлось ремонтировать.
Местные жители, два рыбакакумандинца потеряли дар речи при виде колоны, и сразу не смогли объяснить дорогу.Ночевка была экстремальной: с одной стороны обрыв, с другой крутой подъем. Кто-то умудрился поставить палатку на подъеме горы, бийчане решили спать на крыше машины – поставили палатку на крышу УАЗика, а на утро клялись, что лучшей перины не бывает.
Завершение экспедиции. В поселке Майский после посещения продуктового магазина двадцатью голодными туристами –на прилавках магазина ничего не осталось. После такого набега продавщице ничего не оставалось, как закрыть магазин.Джиперы уезжали из поселкав сопровождении «почетного караула»: по обочинам стояли все жители от мала до велика. Дальше по грунтовке до Таштагола, последняя ночевка — и дорога домой.
Конечно, впечатлений было получено огромное количество. Этому способствовала восхитительная природа любимого Алтая и потрясающая команда, все члены которой готовы были помочь друг другу в любой момент.
Нахлебавшись воды, набравшись опыта преодоления горных, болотистых и речных препятствий, участники экспедиции усталые, но довольные вернулись домой.
Александр Бедарев