Российская космонавтика может не выдержать конкуренции
45 лет назад, 21 июля 1969 года, на поверхность естественного спутника Земли впервые ступила нога человека. Лунная гонка закончилась триумфом США, что в условиях биполярного мира означало поражение Советского Союза. Но сегодня мы рискуем потерпеть куда более сокрушительное фиаско.
На первый взгляд ситуация в российской космонавтике выглядит неплохо. Достаточно сказать, что, после того как американцы в 2011 году поставили на прикол свои «шаттлы», Россия стала абсолютным монополистом по доставке экипажей на Международную космическую станцию. Кроме нас «живьем» в космос летают сегодня лишь китайцы, да и те редко: в прошлом году на орбите побывал лишь один пилотируемый корабль made in China — против четырех наших.
Далеко впереди планеты всей мы и по запуску космических аппаратов: из 81 пуска, осуществленного в мире в 2013 году, 32, или около 40%, приходится на Россию. Недавно успешно испытана «Ангара» — российская ракета-носитель нового поколения… Однако, несмотря на все эти успехи, не только эксперты, но и многие чиновники говорят об острейшем системном кризисе российской космической отрасли, о растущем отставании ее от конкурентов. Чем объяснить такой парадокс?
«АНГАРА» — ЭТО ТУПИК
Дьявол как всегда кроется в деталях. Возьмем, к примеру, ту же «Ангару», первую и пока, увы, единственную ракетно-космическую систему, задуманную, разработанную и созданную в постсоветской России. Вся остальная техника сделана или как минимум придумана в СССР. Летные испытания «Ангары» должны были начаться еще в 2007 году, но постоянно переносились. В последний раз 27 июня этого года — автоматизированная система отменила запуск за полторы минуты до старта. Надо отдать должное президенту — он не стал устраивать разнос, приказав лишь как можно быстрее разобраться в причинах аварии. Разобрались, устранили, и 9 июля все прошло в штатном режиме. Но праздник оказался изрядно испорченным.
Работа над «Ангарой» шла более 22 лет — с 1992 года! «Беспрецедентный в мировой практике срок», — констатируют аудиторы Счетной палаты, проверявшие эффективность государственных расходов на космос. Официальных данных о стоимости проекта, правда, пока нет. Чаще всего встречающаяся оценка — 100 миллиардов рублей. Однако Вадим Лукашевич, эксперт космического кластера Фонда «Сколково», считает ее заниженной. По его расчетам, с учетом стартового комплекса и всей сопутствующей инфраструктуры в «Ангару» вбухали не меньше 10 миллиардов долларов.
Но, может быть, игра стоила свеч? Лукашевич так не считает: «Эта ракета задумывалась сразу после развала СССР. По большому счету мы реализовали технологии начала 1990-х годов, а если быть точнее — середины 1970-х. Ничего принципиально нового в этой ракете нет, она достаточно далека от лучших мировых аналогов». Иными словами, к моменту начала летных испытаний «Ангара» успела морально устареть. В конце прошлого года в прессу попала стенограмма одного закрытого совещания, проведенного в стенах Роскосмоса. И, согласно этой утечке, новый глава ведомства Олег Остапенко назвал «Ангару» «тупиковым решением».
В тупике, похоже, оказалась и вся российская космонавтика, о чем свидетельствует, в частности, резко увеличившееся число аварий. По оценке главы Объединенной ракетно-космической корпорации Игоря Комарова, аварийность в российской отрасли превышает 10%, что вдвое выше, чем в среднем по миру. При этом, подчеркивает Комаров, «дефекты не повторяются, что свидетельствует о деградации системы».
«По большому счету нам нужно даже не поддерживать, а воссоздавать космическую отрасль», — считает Вадим Лукашевич. По поводу того, кто выигрывает в гонке космических технологий, у эксперта нет никаких сомнений: Америка обошла Россию «по всем направлениям» и разрыв продолжает расти. При этом на пятки нам наступает Китай, а в каких-то сферах — например в том, что касается спутников — уже и опережает.
Источник: «Мир новостей»