Российская космонавтика может не выдержать конкуренции

02 апреля 2021

45 лет назад, 21 июля 1969 года, на поверхность естественного спутника Земли впервые ступила нога человека. Лунная гонка закончилась триумфом США, что в условиях биполярного мира означало поражение Советского Союза. Но сегодня мы рискуем потерпеть куда более сокрушительное фиаско.

На первый взгляд ситуация в российской космонавтике выглядит неплохо. Достаточно сказать, что, после того как американцы в 2011 году поставили на прикол свои «шаттлы», Россия стала абсолютным монополистом по доставке экипажей на Международную космическую станцию.  Кроме нас «живьем» в космос летают сегодня лишь китайцы, да и те редко: в прошлом году на орбите побывал лишь один пилотируемый корабль made in China — против четырех наших.

Далеко впереди планеты всей мы и по запуску космических аппаратов: из 81 пуска, осуществленного в мире в 2013 году, 32, или около 40%, приходится на Россию. Недавно успешно испытана «Ангара» — российская ракета-носитель нового поколения… Однако, несмотря на все эти успехи, не только эксперты, но и многие чиновники говорят об острейшем системном кризисе российской космической отрасли, о растущем отставании ее от конкурентов. Чем объяснить такой парадокс?

«АНГАРА» — ЭТО ТУПИК

Дьявол как всегда кроется в деталях. Возьмем, к примеру, ту же «Ангару», первую и пока, увы, единственную ракетно-космическую систему, задуманную, разработанную и созданную в постсоветской России. Вся остальная техника сделана или как минимум придумана в СССР. Летные испытания «Ангары» должны были начаться еще в 2007 году, но постоянно переносились. В последний раз 27 июня этого года — автоматизированная система отменила запуск за полторы минуты до старта. Надо отдать должное президенту — он не стал устраивать разнос, приказав лишь как можно быстрее разобраться в причинах аварии. Разобрались, устранили, и 9 июля все прошло в штатном режиме. Но праздник оказался изрядно испорченным.

Работа над «Ангарой» шла более 22 лет — с 1992 года! «Беспрецедентный в мировой практике срок», — констатируют аудиторы Счетной палаты, проверявшие эффективность государственных расходов на космос. Официальных данных о стоимости проекта, правда, пока нет. Чаще всего встречающаяся оценка — 100 миллиардов рублей. Однако Вадим Лукашевич, эксперт космического кластера Фонда «Сколково», считает ее заниженной. По его расчетам, с учетом стартового комплекса и всей сопутствующей инфраструктуры в «Ангару» вбухали не меньше 10 миллиардов долларов.

Но, может быть, игра стоила свеч? Лукашевич так не считает: «Эта ракета задумывалась сразу после развала СССР. По большому счету мы реализовали технологии начала 1990-х годов, а если быть точнее — середины 1970-х. Ничего принципиально нового в этой ракете нет, она достаточно далека от лучших мировых аналогов». Иными словами, к моменту начала летных испытаний «Ангара» успела морально устареть. В конце прошлого года в прессу попала стенограмма одного закрытого совещания, проведенного в стенах Роскосмоса. И, согласно этой утечке, новый глава ведомства Олег Остапенко назвал «Ангару» «тупиковым решением».

В тупике, похоже, оказалась и вся российская космонавтика, о чем свидетельствует, в частности, резко увеличившееся число аварий. По оценке главы Объединенной ракетно-космической корпорации Игоря Комарова, аварийность в российской отрасли превышает 10%, что вдвое выше, чем в среднем по миру. При этом, подчеркивает Комаров, «дефекты не повторяются, что свидетельствует о деградации системы».

«По большому счету нам нужно даже не поддерживать, а воссоздавать космическую отрасль», — считает Вадим Лукашевич. По поводу того, кто выигрывает в гонке космических технологий, у эксперта нет никаких сомнений: Америка обошла Россию «по всем направлениям» и разрыв продолжает расти. При этом на пятки нам наступает Китай, а в каких-то сферах — например в том, что касается спутников — уже и опережает.

Источник: «Мир новостей»