Смешарики дорого стоят

11 ноября 2021

Владельцы авторских прав на использование образов из мультфильма «Смешарики» подали против алтайских предпринимателей 53 иска с начала 2014 года. Они продолжают отсуживать деньги за торговлю товарами без разрешения правообладателя, сообщает Капиталист.

Почти все судебные случаи похожи друг на друга тем, что ответчиком выступает малый бизнес — небольшие магазины или вовсе рыночные торговцы. Суммы исковых требований тоже почти всегда стандартны — 50 тыс. рублей, хотя «Смешарики» в некоторых случаях пытаются поднять свои запросы до 150-200 тыс. рублей. Всего же с 2013 года через Арбитражный суд Алтайского края прошло уже порядка 70 подобных дел.

Руководитель юридической службы группы компаний «Рики» Евгения Авдеева

Работу по выявлению контрафакта мы ведём по всей территории России, и Сибирь не исключение. У нас достаточно широкая сеть партнёров, которые нам помогают. Для нас важно, чтобы контрафактной продукции не было, поскольку на детский бренд это сильно негативно влияет. У бренда «Смешарики» — стопроцентная узнаваемость, и он даёт некие преимущества в предпринимательской деятельности, скрывать не будем. Поэтому используют его достаточно часто. Бренд нужно защищать. Ведь мы можем проконтролировать качество продукции, когда мы выдаём лицензии.

Показателен случай с ООО «Космо», против которого «Смешарики» подали иск на 50 тыс. рублей за продажу им детской кофты с изображением «Бараша». Кстати, сама кофта стоила не многим более 196 рублей. Представители правообладателя, вооружившись видеокамерой для свидетельской записи, купили одежду в районе барнаульского Старого базара, но не учли местного фактора. «Космо» попросило суд «войти в положение» при принятии решения — предъявленная сумма показалась ответчику слишком уж завышенной. В итоге, в пользу «Смешариков» присудили только 10 тыс. рублей.

В другом случае против ИП Савченко из Бийска был подан иск на 195 тыс. рублей за торговлю игрушками с изображением героев мультфильма. Однако в суде этот факт истцам доказать не удалось, предприниматель предоставил свидетельства о том, что лично он не занимается продажей игрушек. Арбитраж отказал в иске.

Чаще всего истец получает отказ в иске в связи с недоказанностью факта нарушения. Например, в представленном истцом товарном чеке оттиск печати был нечитаемым, или на видеозаписи отсутствовали изображения, подтверждающие факт продажи контрафакта именно в торговой точке ответчика, — рассказала юрист фирмы «Ветров и партнёры»Елизавета Разина. — По одному из ранних споров с участием Smeshariki GmbH, нарушителю удалось выиграть дело в первой инстанции как раз из-за того, что представленные истцом товарные чеки содержали лишь наименования товаров «закладки «Смешарики». Указания на то, что данные товары содержат изображения персонажей анимационного сериала «Смешарики» в доказательствах не было. Правда эта позиция не спасла нарушителя в последующих трёх судебных инстанциях, не разделивших мнение суда первой инстанции. По другому делу ответчик не поленился и обеспечил в процесс явку сотрудников своего и соседнего отделов в качестве свидетелей. Показания свидетелей в совокупности с другими доказательствами, опровергающими продажу ответчиком контрафактной детской одежды, привели к безоговорочной победе. Такими доказательствами могут быть, например, договор аренды с управляющей помещением компанией на использование торгового места для реализации только промышленных товаров — солнцезащитных очков, но не продукции со «Смешариками».

Фото http://mistergid.ru/children/oformlenye/11967-smeshariki.html