Осторожно, машина не любит пешеходов!
В ближайшее время изменятся многие правила, связанные с перевозками людей в автобусах, а также в маршрутных и обычных такси. И власти, и те, кто за рулем, об этом знают. Дабы не лишиться права заниматься этим бизнесом многие транспортники уже готовятся к нововведениям. Пора рассказать о грядущих новшествах.
Со второй половины 2011 года все транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, должны быть оборудованы аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. В просторечье их называют «навигаторами». С 1 января 2012 года за неработающую навигацию предприниматель может понести штраф в размере 30000 руб., водитель — 2500 руб.
Бийские автопредприниматели уже всерьёз занялись техническим оснащением своего транспорта. Приборы спутниковой навигации ГЛОНАСС установлены уже на всех «ГАЗелях». На базе МУП «Трансагентство» оборудованы диспетчерские, где на экране компьютера виден каждый автобус, а его движение фиксируется в автоматическом режиме. Тем самым, с каждым водителем осуществляется постоянная связь, 7 диспетчеров следят за тем, чтобы была возможность регулировать интервал движения, менять вышедшие из строя машины, приходить на помощь транспорту в случае необходимости. Обновленные правила перевозок пассажиров, которые начнут действовать через год, предусматривают требование высоты салона автобусов любой вместимости не менее 190 см. Чтобы люди могли передвигаться в них в полный рост. Меж тем, в проекте закона записана еще одна интересная подробность. Вскоре все транспортные средства общественного транспорта не смогут быть частной собственностью водителей, их владельцами могут быть только юридические лица или компании, занимающиеся перевозками.
Из доклада инспектора автотранспорта и автодорожного надзора мы узнали о нарушениях перевозок пассажиров. Например, рабочий день водителя «ГАЗели» длится около 14-16 часов. Предприниматели, должны отдавать себе отчет, что создавая такие условия работы водителям, они нарушают КЗоТ (систематизированный законодательный акт, регулирующий трудовые отношения рабочих и служащих — Кодекс законов о труде РФ который прочно устанавливает основы рабочего законодательства, как, например, 8-часовой рабочий день). Стали привычными жалобы на хамство водителей. Не думаем, что предприниматели принимают на работу лишь грубиянов. Причины нужно искать глубже: у уставшего человека страдает нервная система, он раздраженно реагирует на окружающих. Снижается внимательность и реакция. Уставший водитель – это риск жизнями горожан. По вине водителей «ГАЗелей» совершаются ДТП. Любопытно, что предприниматели не проводят инструктажи по предупреждению ДТП со своими водителями.
Помимо этого нарушаются правила перевозки пассажиров – в часы «пик» у водителя «ГАЗели», как по волшебству, в машине появляются «лишние» места.
ВКЛючить, а не ВЫКЛючить!
Представитель МУП «Трансагентство» обеспокоен тем, что многие водители во время работы не включают навигаторы (очень редки случаи, когда навигатор не работает, из-за сбоев подачи электроэнергии). Ситуация следующая: только половина из 85 «ГАЗелей» с установленными навигаторами работает с включенной системой. Не понятно, почему водители «берегут» навигаторы. Конечно, дело не в бережливости, а в том, что работать бесконтрольно, «откатать» маршрут по-старому, видимо, удобно и выгодно предпринимателю и водителю.
Собрание было шумным, эмоции били через край. У некоторых предпринимателей возникли проблемы в связи с тем, что потребовалось переоборудовать приобретенные навигаторы. Изначально законотворцы говорили о любом навигаторе. В том числе, работающем на импортной системе GPS. Но на сегодняшний день от предпринимателей требуют установки отечественной системы слежения ГЛОНАСС. То есть получается, что всем, кто поставил импортную, придётся потратиться еще раз? Увы, в этой ситуации нет четкого ответа.
Для справки: Навигатор ГЛОНАСС – это портативное устройство, в основном, предназначенное для установки в автомобиль, основной функцией которого является навигация. Навигационная программа – программное обеспечение, которое: а) «читает» цифровую навигационную карту; б) производит расчёт маршрута движения; в) обеспечивает отображение маршрута на карте. Навигационная программа может иметь ряд дополнительных функций. Например, отображение текущей дорожной ситуации на карте («пробок») и расчёт маршрута с учетом этой ситуации, функции обмена треками (реально пройденными маршрутами движения) с другими пользователями.
Цена вопроса
До настоящего времени по Алтайскому краю самая низкая цена на перевозку пассажира в городском автобусе установлена в Бийске. Так, к примеру, в Барнауле проезд в автобусе обойдётся вам в 12 рублей, в «ГАЗели» – 15. На расширенном совещании с автопредпринимателями по вопросу транспортного обслуживания населения города был поднят вопрос о повышении цены на перевозку пассажира. Пока власти города сдерживают аппетиты капитала и регулируют ценовую политику. Но предприниматели внесли предложение рассмотреть причины, по которым следует увеличить стоимость проезда. Есть вероятность, что с 1 января цена проезда поднимется. Вернёмся немного к истории: до 2008 г. проезд в автобусе обходился бийчанам в 9 руб., пока в 2008 г. цена не поднялась на рубль. До 2011 г. мы ездили за 10 руб. уже тогда для многих и такая цена были высокой. У всех на слуху – цены растут, потому что цены на бензин растут. Но почему это касается автопредпринимателей? Скромно замалчивается о том, что например «ГАЗели» давно ездят на газе. Сейчас цена на дизельное топливо составляет 27 руб., цена на газ – от 13,2 руб. до 14.20 руб.
В стране, где гречиху покупали за 90 руб., ситуация про повышение цены на проезд не нова. Ясно, что из чужого кошелька легко платить.
Не пей сегодня, если на работу завтра
На стадии обсуждения и разработки находится институт рекомендательного письма. Водителям следует знать, что будет создана база данных, где будут фиксироваться нарушения трудовой дисциплины. Правила зачисления в базу нужно юридически грамотно разработать, чтобы автопредприниматель не смог злоупотребить и внести неугодного ему человека в «черный список».
Ни для кого не секрет, что создаётся впечатление, будто после 10-ти вечера наш город вымирает, давно назрела необходимость решать этот вопрос. Было предложено формировать вечерние выходы «ГАЗелей» и автобусов. Что ж, начало взаимодействия власти и автопредпринимателей положено.
Изменения в сфере пассажирских перевозок начались: серьезные, рассчитанные на повышение качества и безопасности перевозок. Транспортные компании к ним готовятся, а мы, пассажиры, должны лучше знать свои права и обязанности.