Кто может спорить с налоговой?
Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Процедура досудебного урегулирования споров, ставшая обязательной с 1 января 2009 года, предоставляет налогоплательщику ряд преимуществ — дает возможность существенно сократить материальные и временные затраты, направленные на отстаивание своей позиции, ведь порядок разрешения споров в суде, как правило, достаточно дорог, весьма продолжителен по времени и состоит из множества процессуальных процедур, что, в свою очередь, требует затрат на привлечение квалифицированных специалистов.
Во-первых, процедура досудебного урегулирования споров является наименее затратной в финансовом плане, поскольку при подаче жалобы в налоговый орган отсутствует необходимость уплаты госпошлины. Во-вторых, подача апелляционной жалобы автоматически приостанавливает исполнение решений о привлечении к ответственности до момента принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом.
В-третьих, срок для рассмотрения жалоб налогоплательщиков установлен от 1 месяца до 45 дней. В течение указанного времени вышестоящий налоговый орган обязан проверить обжалуемое решение нижестоящего налогового органа и по истечении указанного времени высказать результат такой проверки в своем решении. В-четвертых, при обжаловании решения налогового органа в вышестоящие инстанции налогоплательщик имеет возможность учесть позицию налоговых органов при обращении в судебные инстанции и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде.
Планируется, что со временем процедура досудебного урегулирования налоговых споров может стать обязательной. Это предусматривает законопроект, внесенный на рассмотрение в Государственную Думу РФ, которым будут внесены поправки в часть первую Налогового кодекса, изменяющие процедуру оспаривания решений налоговых органов.
Елена Павличенко, главный ГНИ отдела досудебного аудита