«Новый писатель»: Константин Гришин о произведениях участников конкурса

19 февраля 2019

Дорогие друзья, представляем вам одного из членов жюри литературного конкурса «Новый писатель», в номинации проза:

Константин Гришин – литературный критик, а также редактор сайта Афиша.Амик. Наш уважаемый член жюри уже не первый год погружен в литературную среду и быстро подмечает особенности художественного мастерства авторов.

Сегодня свое мнение Константин Гришин выразил по поводу произведений двух наших участников: Павел Пономарев и Людмила Ударцева.

Павел Пономарев «Пожилой мальчик»

Комментарий Константина Гришина: Тонкая ирония, полифония, многозначность фраз, присутствие двойного дна — признаки хорошей прозы. Пономарев в этом смысле мастер: и художник-пластик, и философ:

«Он ползал по обшарпанному полу студенческого общежития, используя мамины конспекты в качестве случайных холстов для своих рисунков. Саша рисовал грузовики, солнце и папу… Папы не было. Он тихо спивался в глухой сибирской деревне и разводил кур». 

Психология автора напоминает Шукшинскую (рассказ «Вянет, пропадает» про незадачливого хахаля) с портретами таких типов!

«Потом к маме стали приходить «гости». Они лохматили Сашины волосы, говорили «мужик растет», давали конфеты, и, когда мама отправляла его к старой вахтерше «поиграть», занимались уроками… Саша не любил вахтершу. А та сладострастно щипала его за пухлые щеки и воняла лекарствами».

Проза Пономарева построена на парадоксах. К ее недостаткам следует отнести недостаточную объективность — в рассказчике слишком много автора,  это слабое зеркало, а не прозрачное стекло в мир. Это может быть истолковано и как достоинство.

Людмила Ударцева «Димасик»

Комментарий Константина Гришина: Тексты Людмилы Ударцевой — следует отнести к «наивной» прозе, к наивному искусству. Рассказчик равен автору абсолютно, то есть автор абсолютно нерефлексивен и проговаривает свои комплексы, страхи, интересы открыто, а не завуалированно.

Дети, семья, милые мелочи жизни — вот сфера интересов автора. К вопиющим недостаткам следует отнести совершенно произвольную, не проработанную пунктуацию. Эти рассказы будут интересны женщинам всех возрастов, будут названы «милыми, душевными, остроумными». Но мастерство настоящего писателя — не в иррациональной пляске на поле чудес жизни, не проговаривание истин типа «Волга впадает в Каспийское море», «Все мужики — сволочи». Мастерство – это умение встать на чужую, в том числе МУЖСКУЮ точку зрения (пример Ольги Славниковой), умение посмотреть на мир чужими глазами и показать столкновение интересов.

К сожалению, Людмила как глухарь на току — рефлексии у нее ни грамма. Поэтому — 4 из 10. Русский язык неплох, читать можно. 

Очень скоро Константин прокомментирует произведения следующих участников конкурса.