В Алтайском крае увеличилось число телефонных мошенничеств
Ежедневно в городах и районах края регистрируется по несколько преступлений, связанных с телефонным мошенничеством. Примерно каждое третье из них раскрывается. Люди, к сожалению, снова и снова попадаются на их уловки. Почему этих преступлений не становится меньше, — рассказывает начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры края Петр Новиков.
— С начала текущего года в правоохранительные органы края поступило более тысячи сообщений о фактах телефонного мошенничества, по которым возбуждено около 300 уголовных дел. То есть телефонное мошенничество, ни много ни мало, принимает массовый характер. Самой распространенной является схема обмана, как правило, пожилых людей, когда злоумышленники по телефону сообщают о каком-либо несчастье, случившемся с их близкими. Они звонят с незнакомого номера, представляются родственниками и взволнованным голосом сообщают, что задержаны сотрудниками полиции. Речь может идти о дорожно-транспортном происшествии, хранении оружия или наркотиков, нанесении телесных повреждений. На самом деле звонящий при этом может находиться как в местах лишения свободы, так и на свободе в другом регионе страны.
Нередко потерпевшие сами, следуя указаниям преступников, перечисляют через платежные терминалы по оплате услуг мобильной связи денежные средства на счет мобильного телефона, который им называет мошенник. Полученные таким путем деньги злоумышленник обналичивает через системы «Блиц-переводов» либо «Юнистрим». Переговорщики стараются запугать жертву, не дать ей опомниться, поэтому ведут непрерывный разговор, иногда вплоть до получения денег.
Как показывает практика, выявить факт мошенничества не составляет никакого труда. Нужно лишь, самое главное, прервать разговор и перезвонить тому человеку, который якобы оказался в беде. Если телефон отключен, нужно уточнить информацию, связавшись с его друзьями и родственниками. Да, беспокойство за близкого мешает мыслить здраво, но надо взять себя в руки. Следует задать уточняющие вопросы, ответы на которые мошеннику не известны. Например, когда вы виделись в последний раз, как выглядите и т.п. Если звонивший представился сотрудником правоохранительных органов, то спросите, из какого он отделения полиции. После наберите «02», узнайте номер дежурной части данного отделения и поинтересуйтесь, действительно ли родственник доставлен туда. Помните: даже если он действительно попал в «неприятную историю» и находится в отделении, то попытка «выкупить» его является преступлением.
Петр Новиков, прокуратура г. Бийска