Зачем китайцы строят «города-призраки»?
Бесконечные кварталы высотных домов, в которых никто никогда не жил, заброшенные парки развлечений, пустующие гигантские торговые моллы, безлюдные авангардные театры и музеи, широкие проспекты без автомобилей — за последнее десятилетие в Китае появилось сразу несколько новых городов и районов, где, создается такое впечатление, не ступала нога человека. Что это?
Стратегическая ошибка властей страны, раздувших грандиозный «пузырь» на рынке недвижимости, или просчитанные на несколько лет вперед инвестиции в жилую инфраструктуру, которые позволят Китаю в будущем сохранить небывалые темпы роста экономики? Onliner попытался разобраться в феномене китайских «городов-призраков» и понять, есть ли у них светлое будущее.
Около 15 лет назад правительство Китая разрешило гражданам страны покупать в собственность дома и квартиры. С тех пор рынок жилой недвижимости вырос в разы, чем попытались воспользоваться девелоперы, причем как коммерческие, так и государственные. Во многих китайских городах началось активное строительство новых жилых районов. Кварталы типовых домов и целые «леса» высоток заняли место «хутунов», малоэтажной исторической, часто трущобной застройки, и пока пустующие городские окраины.
Активное строительство, причем не только жилищное, стало одним из локомотивов экономики Китая. Государство, щедро его кредитуя, «разогревало» и многие смежные отрасли экономики, что в конечном итоге оказывало прямое влияние и на рост ВВП.
Однако щедрое «накачивание» инвестициями строительства в конце концов вызвало и определенный негативный обратный эффект. Китайцы возводят так много жилья, что на рынке появился очевидный его переизбыток. В некоторых городах страны целые районы построены фактически «про запас», с опережением спроса, а квартиры и дома в них не могут на протяжении довольно долгого времени найти своего жителя.
В средствах Китай не ограничен, а потому, на зависть белорусам, строит с истинно азиатским размахом. Любой минский жилой район, даже такой крупный, как пресловутая Каменная Горка, покажется небольшой уютной деревушкой в сравнении с гигантскими «человейниками» нашего главного восточного стратегического партнера. Однако, надо отдать должное, вместе с жильем практически одновременно в эксплуатацию сдается и практически вся необходимая инфраструктура, начиная от дорог, школ, больниц и даже университетов и заканчивая новыми крупномасштабными административными и общественными центрами с правительственными зданиями, музеями, театрами и огромными торговыми моллами.
Но если инфраструктурные объекты еще кое-как используются жителями расположенных по соседству старых городских районов, то новые жилые дома стоят почти полностью пустыми.
Недалеко от Шанхая в середине 2000-х годов было построено сразу несколько районов, каждый из которых был стилизован под европейскую архитектуру. Судя по всему, увидеть нашу часть света своими глазами для среднего китайца по-прежнему удовольствие малодоступное, поэтому они создают свою Европу прямо у себя в стране. Например, городок Цяндучен возведен в 2007 году и представляет собой уменьшенную копию Парижа даже с собственной Эйфелевой башней.
На самом деле, как отмечают эксперты, большинство «городов-призраков» не такие уж и призраки. Многие китайцы, получив возможность приобретать недвижимость, используют ее как объект инвестиций. Проживая в уже состоявшихся городах и районах, они часто владеют дополнительной квартирой, а порой и не одной, в районах-новостройках, т. е. значительная часть жилья в безлюдных «призраках» все-таки имеет вполне определенного владельца.
К тому же существование такого количества пустующего жилья легко объясняется тем, что китайское государство по своему обыкновению просто задало грандиозный темп строительству. Имея в своем распоряжении гигантские объемы свободных финансовых средств, оно предпочитает вкладывать их в инфраструктурные проекты и возведение недвижимости, понимая, что рано или поздно отдача от этих безумных, на первый взгляд, расходов будет. Именно поэтому в стране в настоящее время идет такая активная работа по строительству автомобильных и железных дорог, фантастических деловых кварталов, над которыми работают лучшие мировые архитекторы, и зачастую даже новых городов.
Источник: Libo.ru