Золотой период детства
Рождение новой жизни – всегда чудо! Сколько надежд мы возлагаем на этих, едва появившихся на свет и еще таких несмышленых комочков, громким криком возвещающих миру о своем пришествии. Благосклонна ли будет к ним судьба? Кем и какими они станут?
В детстве кажется, будто бы весь мир вращается вокруг ребенка. Его лелеют, холят, каждое его действие вызывает бурный восторг, а малейшая болезнь – панику у взрослых.
Знают ли родители и воспитатели, что период от 0 до 6 лет является так называемым «золотым» периодом детства, самым благодатным для раскрытия всех врожденных задатков человека. Многие ли из нас успевают вовремя сделать все необходимое для того, чтобы наше дитя стало состоявшейся личностью?
Леопольд МоцартРенгбальд Берта
Учеными доказано, что основы личности в человеке формируются к шести годам. Даже рожденные с равными задатками дети, не получив до шести лет должного развития, могут значительно отставать от своих сверстников умственно или физически. Не упустите этот золотой период детства! Ведь развивая своего ребенка, мы формируем его будущее.
Почти все выдающиеся личности уже в раннем детстве заявляли о себе как о таковых. И на 100% на их будущее повлияли люди, которым было доверено их воспитание и обучение.
Хрестоматийным примером замечательного и чуткого отца, открывшего и развившего в своём ребёнке музыкальную гениальность, был Леопольд Моцарт. Заметив необычайно раннее проявление музыкальности в маленьком Вольфганге, Моцарт-отец, в надежде обеспечить светлое будущее своему чудо-ребенку, устраивает концертное турне по Европе, во время которого занимается со своими детьми математикой и другими образовательными дисциплинами, знакомит их с музыкальными традициями других стран.
Примером чуткого педагогического таланта и интуиции стала жизнь Берты Михайловны Рейнгбальд, воспитавшей в качестве педагога-пианиста таких музыкантов как Эмиль Гилельс, Оскар Фельцман, Исидор Зак, Берта Маранц и др. «Я не обучаю, я изучаю своих учеников», – любила повторять эта замечательная женщина.
Я бы всем родителям советовала прочитать книгу ГленнаДомана «Гармоничное развитие ребенка». Ее автор и сотрудники филадельфийского института Эвана Томаса приобрели всемирную известность тем, что сумели найти секрет гармоничного развития детей. Их подопечные, имевшие различной тяжести травмы головного мозга, достигают умственного и физического совершенства уже к шести годам. Эти первоначально парализованные дети постепенно начинают двигаться, затем ползать, потом карабкаться и, наконец, ходить и бегать не хуже, а подчас и лучше, чем их рожденные здоровыми сверстники.
Изучив десятки тысяч детей по всему миру, они выделили шесть функций, благодаря которым человек отличается от всех других созданий. В первую группу входят три моторные функции – двигательная (ходьба, бег, прыжки в вертикальном положении), языковая (разговор), мануальная (письмо). Во вторую группу – три сенсорные функции – визуальная (чтение и наблюдение), слуховая (прослушивание и понимание) и тактильная (ощущение и понимание). Уровень развития этих функций собственно и стал в настоящее время определяющим для диагностики развития личности ребенка, например, при приеме в школу. Так что же необходимо делать в этот удивительный «золотой» период детства?
Помнить о том, что каждый человек приходит в этот мир с определенной задачей и развивать эти функции. А также знать, что ребенок должен быть жизнеспособным. Жизнеспособность – это способность существовать и развиваться без чрезмерной опеки. Жизнеспособность не всегда зависит от состояния здоровья. Есть дети, не отличающиеся здоровьем, но умеющие с детства справляться со своим недугом. Их этому обучают мудрые родители или воспитатели. И напротив, изнеженные излишней опекой отпрыски, вместе с отсутствием необходимости бороться за право выживать, лишаются и способности к труду, становясь безвольными, ленивыми и потому безразличными к жизни. Чем талантливее ребенок, тем больше ему нужно сил для выживания.
Слышу скептический голос моего читателя: «Да знаешь ли ты, что такое больной ребенок? Сколько он требует заботы, внимания и понимания?»Поверьте, знаю. И потому, что сама всю жизнь не отличаюсь крепким здоровьем и, только благодаря удивительной способности выживать вопреки обстоятельствам, смогла чего-то добиться в этой жизни. И потому, что сама, как мать, уже наступала на те «грабли» воспитания, о которых пишу здесь.
Если вы, являетесь родителями или воспитателями детей более старшего возраста, не думайте, что ваш поезд ушел. «Золотой» период – только первая, очень важная, но далеко не единственная возможность раскрыть способности растущей личности. Хорошее дело начать никогда не поздно. Но лучше раньше. И тогда, даже если ваш ребенок не родился гением, гармоничной, цельной, развитой личностью он стать может. Как этого добиться, мы расскажем в следующих выпусках.
Галина Пресс, канд.филос. наук