Владислав Соколов, 25 лет, рассказ «Компас»
Компас
(фантастический рассказ)
— Наконец-то ты пришёл — сказал я Димке вместо приветствия.
— Не ворчи. Я опоздал всего на десять минут, — он широко улыбнулся и присел рядом со мной на скамейку у подъезда.
— А это что? — спросил я, указывая на оттопыренный карман его заношенной серой куртки. Жестом фокусника Димка извлёк на свет божий небольшой круглый предмет.
— Часы что ли?
Он протянул его мне.
— Компас.
— Занятная вещица, — сказал я, наблюдая, как стрелка сперва норовисто подёргалась, а потом уверенно указала на север.
— Знаешь, я где-то читал, что на Юпитере всё будет наоборот. Синим концом она повернётся на юг, а красным — на север.
— Не знаю, как на Юпитере, а вот куда стрелка укажет там? Туда, где мы путешествуем, как будто и нет направлений. Может, и компас собьётся с толку?
— Какое это имеет для нас значение?
— Может, и никакого, но всё же хочу посмотреть.
Я пожимаю плечами.
— Тогда пойдём.
День выдался прохладный и ясный. Солнце весело глядело на город, уже почти не грея. В его ярких золотистых лучах даже обшарпанные коробки многоэтажек выглядели не столь уныло, чемобычно. Как всегда мы не выбираем конкретный маршрут. Минуем несколько смежных дворов, засыпанных опавшей листвой, и оказываемся на оживлённой улице. Люди вокруг спешат по своим делам. По дороге течёт железная река машин. Сворачиваем в проулок между кинотеатром и гостиницей. Теперь идём по парку. Здесь тихо, безлюдно и по-осеннему печально. Маленький островок тишины посреди суматошного города. Деревья с жёлтой и багряной листвой напоминают одетых в яркие плащи средневековых рыцарей, замерших в ожидании турнира. А совсем недалеко отсюда школа. Если нас кто-нибудь увидит из учителей или одноклассников, тогда хлопот не оберёмся.
Ну нет, это никуда не годится. Нужно ни о чём не думать. «Скорей бы Это произошло…» А об этом — тем более, а то так и не сможем Туда попасть.
Знаем уже по своему опыту. Мысли кружат в голове роем потревоженных пчёл. А Димка идёт, потупив взгляд. Что бы поменьше отвлекаться. Следую его примеру. Уткнул подбородок в грудь, гляжу на испещрённый трещинами асфальт, по которому слабенький ветерок время от времени гоняет пластиковые стаканчики, обрывки газет и прочий мусор. За один неуловимый миг, за одно биение сердца, асфальт у меня под ногами сменился добротным серо-жёлтым покрытием. Чистым и ровным, хоть яйцо покати. По-прежнему, не поднимая глаз, понимаю: мы уже Там. Чудо произошло. Я осматриваюсь.
Оранжевое солнце склоняется к закату. В его прощальных лучах всё вокруг кажется немного оранжевым, словно смотришь сквозь апельсиновый фильтр. Мы стоим посреди пустой улицы. Опрятные двух-трёх этажные дома выстроились в две прямые, точно прочерченные по линейке линии.Оштукатуренные фасады режут глаз своей снежной белизной. Окна по большей части закрыты деревянными ставнями. Вдоль тротуаров растут стройные высокие пальмы. Здесь они ни для кого не в диковинку, подобно берёзам и тополям в наших краях.
Комментарий Владислава Пасечника:
Автор применяет неуклюжие описания, язык очень слабый. Много штампов. Текст не нуждается в бесконечных описаниях. Необходимо вырабатывать литературный слух.
Мой восторг отражается в димкином лице, как в зеркале. Мы ничего друг другу не говорим. Нам всё понятно без слов. Или ничего не понятно? Вот идём мы по унылым осенним улицам.
Комментарий Владислава Пасечника:
Совсем не далеко было противоречащее описание: «Солнце весело глядело на город, уже почти не грея. В его ярких золотистых лучах даже обшарпанные коробки многоэтажек выглядели не столь уныло, чем обычно».
А в следующее мгновение оказываемся здесь, среди незнакомых зданий, под светом чужого солнца. И вокруг правит бал лето. Переход всегда происходит неожиданно.
В тот самый первый раз мы слонялись без дела и, что бы развлечься стали мысленно строить идеальный город. Речь не шла о Париже, Риме, или, скажем, Кейптауне. Димка среди прочего придумал это странное оранжевое солнце. Он же впервые произнёс нелепое «апельсиновый фильтр». А я нафантазировал пальмы и низкоэтажное жильё. И что же? Завернув за угол, мы оказались если не в том самом месте, о котором мечтали, но в весьма на него похожем. Какое могло быть тут объяснение?
— Куда пойдём?- спрашиваю Димку.
— Куда угодно. Здесь везде интересно.
Идём вперёд по улице. А может, назад? Нумерация-то на домах отсутствует. Жарко. Снимаем куртки. Димка встал как вкопанный, озираясь по сторонам.
— Что такое?
— Компас. Выпал из кармана. Куда-то укатился.
— Надо же. А я совсем про него забыл.
Мы облазили дорогу и тротуар метров на двадцать в обе стороны, но компас так и не нашли. Он словно растворился. Димка расстроился.
— Теперь влетит от папы.
Делать нечего. Пришлось идти дальше. Настроение, однако, подпортилось. Через некоторое время нам послышался приглушённый рокот. Ветер принёс едкий запах соли.
— Море, там, впереди, — говорю я Димке. А он совсем расстроенный. Навстречу нам попалась компания местных жителей. Все как на подбор стройны, загорелы и веселы. Белозубые улыбки режут глаз ещё сильнее, чем белизна фасадов. В сонной тишине далеко разносится мелодичный смех. Не удостоив нас и беглого взгляда, вся компания — трое мужчин и четверо женщин — скрылись за дверями одного из домов. Димка проводил их завистливым взглядом.
— Хочу остаться здесь.
— Провести всю жизнь под этим апельсином?
— Почему бы и нет? Тем более я сам его и придумал.
— Мы с тобой здесь чужие.
— Ну и что? Привыкнем.
— Если на тебя так подействовала пропажа компаса…
Он махнул рукой.
— Бог с ним, с компасом. Дело совсем в другом. Мне нравится здешняя жизнь.
— Но мы же о ней так мало знаем. Да и с местными по какой-то причине не получается наладить контакт.Может, они нас не видят? И не слышат к тому же.
Комментарий Владислава Пасечника:
Складывается впечатление, что персонажи — подростки. Но подростки так не говорят. Какие-то канцелярские обороты.
Мимо проехала канареечно-жёлтая машина. Мотор прожужжал исполинской мухой, и вновь установилась тишина, нарушаемая только шумом прибоя да нашими шагами. С заходом солнца посвежеет, и горожане выберутся на улицу, будут петь и веселиться.
Улица оборвалась. Тротуар сменился россыпями песка морковного цвета. Зеленоватые морские волны, увенчанные серыми шапками пены, равномерно накатывали на берег. Словно грудь спящего великана, равномерно (повторение) поднимается и опускается в такт дыханию. Голос моря здесь звучал гораздо громче. Горячий апельсин солнца неспешно приближался к горизонту — бритвенно-тонкой черте, разделяющей выгоревшее неясное небо и позеленевшую бронзу неспокойной водной равнины.
Как завороженные, приближаемся к пограничной линии двух тихий, где водные валы с маниакальным упорством штурмуют такие аморфные, но в тоже время неприступные песчаные бастионы. Позади тащатся две наши нелепо-длинные тени. Так хочется искупаться. Раньше мне доводилось плескаться только в мелких речушках да озерках, полных тины. А здесь… Думаю, единоборства с океаном мне не выдержать.
Комментарий Владислава Пасечника:
Автор определенно старается, но старается уж слишком сильно. Словосочетание «маниакальные волны» вводит ступор.
Садимся на песок. Рядом кладем куртки — они нам пригодятся опять, когда вернёмся. В лицо летят солёные брызги. Водоросли, выброшенные на берег, пахнут йодом. Как же хорошо попасть из холодного октября в край вечного лета. Другие летят в далёкие страны, что бы насладиться теплом. Мы же прошли пару улиц — и готово. Тут и пляж, тут и лето. Пальмы… Наверное, никто, кроме нас так не умеет. Я поделился своими мыслями с другом.
— Далеко не факт, — заметил Димка. – Возможно, ещё кто-нибудь заходит сюда. Есть же всякие заметки в газетах о таинственных исчезновениях людей. Или их появлениях из ниоткуда. Лётчики иногда видят земли, там, где ничего нет, кроме воды. Летучие голландцы, женщины, входящие в нарисованные пейзажи…
Повисает молчание. Нас сегодня не тянет на разговоры. Чем же всё-таки является это Место? Где оно находится? В параллельном мире? В ином временн`ом потоке? На другой планете? Или оно на самом деле — плод нашего воображения?
— Скорее всего ни то, ни другое, ни третье — ответил Димка, с задумчивым выражением лица, глядя куда-то вдаль.
Оказывается я произнёс свои мысли в слух.
— Мы психи. У нас коллективная галлюцинация — говорю я ему, просеивая сквозь пальцы ржавый песок.
— Для фантазии всё это слишком реалистично. Думаю, нас просто позвали сюда. Исподволь внушили нам образы, а мы их приняли за собственные фантазии.
— Вот только кто и зачем?
— Откуда я знаю? Скажу честно: возвращаться обратно мне совсем не хочется.
Димка часто жаловался на отсутствие общего языка с родителями. Пару лет назад он вообще собирался уйти из дома. Похоже, история повторяется.
— А ты? Тебе-то меня не обмануть. Сам же говорил: хочешь найти персональный рай.
— Кто этого не хочет? Только вот не могу решить, что перед нами: рай? или искусно замаскированный ад?
Димка аж в лице сменился от возмущения.
— Ну ты и сказанул. Идиллию считаешь геенной. Слушай, а давай уже всё-таки кого-нибудь из местных попросим рассказать, что это за место?
— Не больно-то они разбегутся объяснять нам что-то.
— Спорим, мне удастся вытянуть из них правду, — в его глазах загорелись азартом. В таком состоянии Димка — настоящий кладезь идей.
— Вот с неё и начну — он указал на кого-то у меня за спиной. Я обернулся, приставил ладонь ко лбу козырьком. Мимо нас неторопливо шла по песку девушка. Очаровательная, стройная, как статуэтка, изящная, невероятно лёгкая в движениях. Короткое белое платье, оставляющее открытым плечи, подчёркивало золотистый оттенок её кожи. Длинные чёрные волосы собраны в «хвост». А лицо… Само воплощение идеальной красоты. У меня аж в груди защемило при взгляде на неё. Обожгло всего изнутри. А она, не замечая нас, неспешно брела, босая, но, почему-то, не обжигала ноги о раскалённый песок.
— Попробую с ней поговорить — сказал Димка, и вскочил на ноги. Сердце у меня сжалось от нехорошего предчувствия.
— Не ходи.
Но Димка как будто не слышал моих слов. Он пошёл следом за местной жительницей. И вот, что странно: до неё теперь было гораздо дальше, чем несколько минут назад. Словно она одним шагом преодолела несколько сотен метров. Понятия не имею, почему Димку не смутил сей факт. Он побежал.
— Постой!- закричал я, но тщетно: морской бриз унёс мои слова далеко в сторону, смешал с песчинками, подхваченными внезапным порывом. Мои ноги словно пустили корни. Это было как в кошмарном сне. Прилагаешь все силы, но не можешь сдвинуться с места. И всё-таки я сделал один шаг. Потом ещё один. И ещё. Медленно, неуклюже побежал. Куда подевались все силы? Раскалённый воздух обжигал горло, по телу градом стекал пот. Димка всё бежал за той девушкой — их обоих мне было явно не догнать. Я видел их фигуры странно искажёнными и уменьшавшимися с каждой секундой, как будто смотрел в перевёрнутый бинокль.
Девушка даже не оборачивалась. Не разве не слышит шагов у себя за спиной? Димку отделяло от неё всего пара метров. Вот он уже совсем рядом. Схватил её за руку…Что случилось дальше, я не видел. Яркая вспышка ослепила меня. Я запнулся, почувствовал, что падаю, а в следующее мгновение зрение вернулось.
Я поднялся, потирая ушибленное колено. Парк. По-прежнему безлюдно и тихо. А вот и моя куртка — валяется на земле. Я её так и не бросил. Даже когда бежал по пляжу. Тут меня словно обухом по голове ударило. Димка! Где он? Озираюсь по сторонам. Никого. Оббежал весь парк. Его нигде не было. Резкий порыв ветра быстро остудил моё разгорячённое тело.
Торопливо натягиваю куртку, застёгиваюсь на все пуговицы. Мысли путаються. Может, не было никакого белого города, пальм и моря? Что, если и Димка не существовал на самом деле? Может он — вторая половина моего «я»?
Комментарий Владислава Пасечника:
К чему эти рассуждения? Читатель не настолько глуп, он сам сделает свои выводы.
Да нет же, абсурд какой-то. Ничего мне не примерещилось. Вон и на ботинки налип песок морковного цвета. Невдалеке под деревом лежал небольшой круглый предмет. Чёрное пятнышко на фоне жёлтизны опавших листьев. Я поднял его. Компас. Стрелка норовисто подёргалась, потом её красный конец указал на север. Странно…
Общая оценка
Владислав Пасечник:
Очень неровный текст, в самой идее есть что-то от Крапивина или даже от Желязны. Неуклюжие образы, неуместные рассуждения главных героев. Не верится ни в самих мальчиков, ни в их дружбу. И вот еще: не нужно считать себя умнее читателей, то есть, разжевывать им каждую. Это как-то даже… невежливо.
Наталья Доронина:
Хороший рассказ, читала с интересом. Яркий образный строй, выразительный язык… Неожиданный конец немного даже разочаровал – хотелось продолжения.
Павел Сидоренко:
Идея чувствуется, выполнена примерно на «четверку». Есть здесь что-то от Рея Бредбери. Автор старается работать с языком, с описаниями, ищет новые выражения.
У тебя другое мнение? Пиши в комментариях!
Перейти в меню конкурса