Квадратные метры: о чем говорят новые цифры
Завершая период массовой льготной ипотеки, строители продемонстрировали рекордные цифры по вводу жилья за полугодие.
По опубликованным Росстатом оперативным данным в России за первые шесть месяцев текущего года введено в эксплуатацию 53,429 млн кв. м. жилых объектов. Рост ввода по стране составил 2,5% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Доля индивидуального жилья в общем объеме составляет 71% (37,9 млн кв. м). «Мы завершили больше, чем полугодие. Льготная ипотека была этапом, который открыл окно возможностей к доступному жилью для потребителя и в нужный момент поддержал экономику», — отметил вице-президент Национального объединения строителей Антон Мороз.
По мнению эксперта, застройщики проявляют взвешенность, оценивая перспективы новых проектов, считая, что без поддержки многие покупатели будут вынуждены отказаться от покупки квартиры. Не смотря на рост выданных с января по июнь текущего года разрешений на строительство (23,5 млн кв. м жилья), на 7% превышающий показатели аналогичного периода 2023 года, пока нет ясности, будут ли все они реализованы.
Тем не менее, по словам вице-президента Национальной ассоциации строителей, для коммерческого снижения стоимости квадратного метра пока нет предпосылок. Рост цен на новостройки в период массовой льготной ипотеки нельзя списать на спекулятивную надбавку застройщиков. Поэтому отмена льгот по ипотеке не отразится на ценообразовании.
В НОСТРОЙ проанализировали изменения индексов для бюджетных объектов, которые ежеквартально утверждает Минстрой России. Бюджетные индексы рассчитываются с учетом стоимости стройматериалов, заработной платы и других величин, влияющих на стоимость строительства. Только за полтора года рост составил 30%. Вдобавок, существенно выросли расходы застройщиков на строительство инфраструктуры. Новые ЖК обязательно сопровождаются вводом новых социальных объектов — это могут быть школы, детские сады, дороги, насосные станции, другие инженерные сооружения.
В то же время, Антон Мороз допустил более широкое применение застройщиками маркетинговых акций по снижению цен на отдельные лоты в определенные периоды продаж для привлечения покупателей.
— Пока еще слишком рано предсказывать, как продление семейной ипотеки на новых условиях повлияет на ценообразование. Сейчас известно, что возможность увеличения лимитов в рамках данной программы будет рассмотрена по результатам работы на протяжении трех месяцев. Мы ожидаем, что дополнительные изменения создадут определенность на рынке. В комплексе меню стимулов для потребителей и застройщиков повлияет на жилищное строительство в будущем, — сказал Антон Мороз. — Снижение инфляции в расходах на материалы и рабочую силу, если такое будет, также может снизить давление на маржу. Это, в свою очередь, даст инвесторам и застройщикам больше стимулов для продвижения новых проектов.