Национальный проект по БПЛА: как Технопарк Санкт-Петербурга и «Кубит Практик» способствуют его реализации
«Технопарк Санкт-Петербурга» получил статус научно-производственного центра (НПЦ) испытаний и компетенций в области развития беспилотных авиационных систем (БАС). Центр специализируется на развитии стартапов, разработках в сфере БАС и их комплектующих, реинжиниринге, а также на подготовке кадров. Для малых инновационных компаний — это возможность сотрудничать с крупными производителями, предлагая им свои технологические решения.
Компания «Кубит Практик» вошла в состав НПЦ БАС и создала на площадке Технопарка центр технологического скаутинга и управления интеллектуальной собственностью.
Как рассказал директор по развитию «Кубит Практик» Дмитрий Гузеев, для резидентов НПЦ БАС комплексный технологический скаутинг открывает сразу несколько возможностей. Если у компании уже есть конкретное техническое задание на разработку, то инструменты техскаутинга помогут получить глубокую выборку и аналитику по уже существующей в мире продукции или технологиям. Далее резидент сможет применить эти данные при реализации проекта.
«В этом случае результаты, полученные в рамках технологического скаутинга, становятся базой для реализации обозначенной задачи. По сути, это существенно сокращает и упрощает процесс кастомной разработки: 90 % необходимой для воспроизведения конкретного технического решения информации можно получить с помощью инструментов патентной аналитики. Доля собственных новаций в этом случае будет минимальна. Важно, что мы не говорим здесь о некой бездумной компиляции, основанной на простом поиске уже существующих технологий. Технологический скаутинг – это работа с огромным массивом информации с помощью инструментов патентной и непатентной аналитики, ее глубокая переработка и интерпретация, это поиск доступных технологий, технических решений и инноваций по заданным критериям. И на финальном этапе это апробация, верификация, доработка или адаптация и интеграция найденного решения», — говорит Дмитрий Гузеев.
Технологический скаутинг незаменим и в другой ситуации: резидент занимается собственной разработкой систем БПЛА с уникальными или улучшенными свойствами.
«Как правило в этом случае у команды есть некая идея или набор идей по улучшению уже существующих систем или созданию новых модификаций. Это, по сути, гипотезы о возможности перехода на новый уровень развития технологии. Технологический скаутинг в таком случае призван избавить компанию от «изобретения велосипеда». Эксперты сосредотачиваются на поиске уже проработанных решений, вытаскивая только те, которые действительно можно эффективно применить», — поясняет эксперт «Кубит Практик».
После выборки начинается этап научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Этот этап технологического скаутинга считается очень важным, так как в рамках испытаний технические решения могут претерпевать доработку, достаточную для того, чтобы появился новый шаг в уровне техники. Дальше наступает время выявления нового результата интеллектуальной деятельности, подбора стратегии его охраны и оформления как нематериального актива (НМА). Процесс технологического скаутинга завершается, когда НМА капитализирован.
Директор по развитию «Кубит Практик» подчеркивает, что работа центра технологического скаутинга и управления интеллектуальной собственностью в рамках НПЦ БАС позволит увеличить объемы и скорость разработок, обеспечить юридическую чистоту и правовую защиту результатов работы резидентов.
Развитие центра
На сегодняшний день в НПЦ БАС насчитывается 42 резидента. Они занимаются разработкой легких беспилотных воздушных судов, БАС специального назначения для поиска и спасения, ретрансляции, тушения возгораний, бортовых источников питания, разработкой прототипов БПЛА, их конструктивной части, двигателей, систем управления, программного обеспечения.
По словам председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга Кирилла Соловейчика, в Северной столице сосредоточено 30 % компаний страны, занимающихся разработкой и производством БАС.
«Наш город является одним из флагманов в стране по развитию отрасли беспилотных авиасистем, наши предприятия имеют собственную производственную, исследовательскую, сертификационную и кадровую инфраструктуру. Уверен, что на базе НПЦ будет усилен потенциал научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере БАС», — подчеркнул Кирилл Соловейчик.
Резиденты НПЦ смогут участвовать в конкурсах Фонда НТИ на получение грантов от 30 до 300 млн рублей. Это позволяет запустить собственное производство или разработку прототипов – как новых видов продукции, так и опытных образцов.
Высокая востребованность
Дроны применяются в разных отраслях и играют важную роль в решении задач национальной безопасности.
В России в 2024 году начал действовать национальный проект «Беспилотные авиационные системы», в его состав входят пять федеральных проектов.
Общий объем финансирования нацпроекта из федерального бюджета составляет 696 млрд рублей до 2030 года. Ожидается, что в 2024 году на его реализацию направят 46,4 млрд рублей, в 2025-м — 117 млрд рублей, а в 2026-м — 149 млрд рублей.
При этом к концу реализации нацпроекта объем производства БПЛА в России должен достигнуть 32,5 тыс. штук, а доля отечественных беспилотников на рынке составит 70 %.
Активное использование БПЛА в коммерческом секторе подтверждают профильные аналитики. По данным специального исследования «Ростелеком В2Е», этот рынок сейчас растет более чем на 60 % в год. Ожидается, что его объем превысит к 2028 году 81 млрд рублей.
Порядка 40 % проектов, где используются БПЛА, связаны с дистанционным мониторингом, примерно такое же количество приходится на сферу безопасности, еще 10 % – на логистические функции. Беспилотные системы активно используются для мониторинга объектов недвижимости, контроля за ходом строительства и использованием земельных участков, для мониторинга природных пожаров и стихийных бедствий, обеспечения устойчивой связи и доставки грузов в труднодоступных местах.
Эксперты ожидают дальнейшего технологического совершенствования беспилотных систем. Перед разработчиками БПЛА стоят амбициозные вызовы: как увеличить дальность полета, полезную нагрузку и «выносливость» аппаратов. Решением может стать более широкое применение композитных материалов высокой прочности, а также внедрение гибридных двигателей. Перспективным видится система управления большим количеством БПЛА, это будет востребовано как у государственных заказчиков, так и у бизнеса.
Аналитики подчеркивают, что на развитие систем БПЛА будут влиять рост инвестиций со стороны коммерческого сектора, совершенствование регулирования этой сферы, а также создание необходимой инфраструктуры.