Егор Шарай о креативных индустриях Эмиратов
Культурный аналитик, журналист и публицист Егор Шарай (Egor Sharay) живет и работает в Дубае уже 16 лет. В своем интервью он рассказывает о развитии культуры и искусства ОАЭ, когда страна сделала ставку на креативную экономику, а иммиграционная политика стала более либеральной к представителям творческих профессий.
За все долгое время жизни в Эмиратах У Егора Шарая была уникальная возможность встречаться и общаться с видными деятелями культуры и искусства Эмиратов. Именно их компетентные суждения и точки зрения, опирающиеся на многолетнюю творческую, академическую и выставочную работу, помогли Егору Шараю сформировать видение и начать разбираться в социально-культурных событиях региона, делая его ведущим специалистом в области творческих индустрий.
Егор любезно согласился ответить на несколько вопросов, которые интересны широкому кругу читателей.
Егор, Вы автор многочисленных публикаций и публицистических материалов о современной культуре и искусстве в Эмиратах. Сейчас модно писать книги. Свою планируете?
«Модно создавать книги» — эта мысль завораживает меня. Ведь за ней стоит целый мир творческого процесса и его экономической взаимосвязи: если что-то популярно, значит, есть спрос, а значит, и заказы для типографий, которые обеспечивают десятки рабочих мест. Затем следует работа с дизайнерами и иллюстраторами — снова проявление творчества. В общем, этот процесс можно продолжать бесконечно! Именно о нём я хочу рассказать в своей книге, над которой сейчас работаю. Как только у меня появится что вам показать, я обязательно поделюсь этим.
В Дубае вы живете с 2008 года. Как изменилась культурная жизнь эмирата?
Росла потребность в новой художественной среде, поэтому в стратегических планах развития страны эти темы и стали важным направлением. Открываются музеи, культурные фонды, арт-центры. Среди громких мировых проектов последних лет: Лувр и музей Гуггенхайма в Абу-Даби, Центр Art Jameel и Музей будущего в Дубае.
Уже 30 лет в Шардже проходит биеннале — одна из самых престижных ближневосточных выставок современного искусства, организованная Sharjah Art Foundation во главе с дочерью правителя шейхой Хур Аль-Касими. А самой масштабной выставке-ярмарке Арт Дубай, которой также покровительствует правитель Дубая Шейх Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум — уже 17 лет.
Современное искусство Ближнего Востока испытывает влияние Запада, или есть и примеры того, как местные художники вдохновляются успехами своих соотечественников.
Художники Ближнего Востока, Северной Африки и арабского мира опираются на разнообразные источники вдохновения. Некоторые обращаются к традиционным ремёслам, другие изучают исламское искусство, третьи интересуются коптским искусством, а значительная часть черпает идеи из западного искусства. Таким образом, их творчество формируется под воздействием множества традиций, что делает его многогранным и эклектичным.
Где в Эмиратах собраны лучшие примеры таких работ?
Весьма интересна подборка работ художников Ближневосточного региона в коллекции Barjeel Art Foundation, которая демонстрирует, как абстрактное искусство развивалось в арабском мире. Там, как раз и чувствуется это самое множество влияний Касабланкской школы, Хартумской школы или Багдадской школы, а не только западное. Все это демонстрирует, как абстрактное искусство развивалось в арабском мире.
Вообще фонд Barjeel Art Foundation — это интересная история. Его основатель Султан Сууд Аль Кассеми (Sultan Sooud Al Qassemi) собирал произведения арабского современного искусства в течение нескольких лет — с 2002 по 2008 годы. Его обширная коллекция арабского современного искусства вызывала интерес у публики. Тогда и пришла к нему идея, но не было локации. В 2008 году он обратился в правительство Шарджи с просьбой предоставить ему помещение. И через год, в 2009 году ему выделили пространство в красивом отреставрированном здании в районе Аль Касба в Шардже. Этот район по задумке руководства эмирата должен стать одним из креативных кластеров.
Вот мы и подошли к теме креативных кластеров их влиянию на экономику страны. Же специализируетесь на этой теме?
Совершенно верно. В последние годы в своей медиа и журналистской работе я обращаюсь все больше к креативным индустриям и культуре, которые способствуют формированию облика современной экономической системы. Креативная экономика является одной из самых интригующих областей для изучения! Важно донести информацию о ее тенденциях и принципах до широкой аудитории, стимулируя участие и поддержку этих начинаний.
Сейчас многие говорят о творческой экономике. Что это и о чем?
Если одним предложением — это синергия корпораций и бизнеса с искусством. Мир отходит от сырьевой экономики и переходит в новую экономику — экономику творческого продукта. Самый дорогой продукт мира — это интеллектуальный. К примеру, приложение Zoom, которое нам всем стало знакомо в период локдаунов в пандемию. Цена его выше, чем в совокупности стоят самые лучшие авиакомпании мира. На сегодняшний день в Европе доля креативных индустрий в ВВП около 7-ми процентов. В России это — 3 процента, в Дубае — около 5-ти.
Австрия была одной из первых стран, которая признала важность креативных отраслей в контексте инновационной политики и внедрила их в национальную стратегию по исследованиям, технологиям и инновациям еще в 2011 году. В Австрии, к примеру, креативные отрасли составляют более 10% всех австрийских предприятий (около 42 тыс) и приносят 3,8% в ВВП, что практически соизмеримо с сектором туризма. Они являются одним из движущих сил австрийской экономики, обеспечившим рост выручки на 21% в период с 2008 по 2016 годы, в то время как для общей экономики этот показатель составил 8%, а также рост занятости на 16% по сравнению с 7% для общей экономики.
Правительство ОАЭ поняло, что креативные индустрии приносят хорошие плоды, и заговорило и креативной экономике?
В Дубае и соседних Эмиратах активно создаются творческие кластеры, центры, хабы. Промзоны превращаются в арт зоны. Для более рафинированных ценителей вводятся в эксплуатацию абсолютно новые культурные площадки, работающие преимущественно с успешными и зарекомендовавшими себя авторами. Здесь происходит так: если у тебя есть достойная и захватывающая идея, ты знакомишься в этих центрах с нужными людьми, продвигаешь ее и находишь возможности воплотить в жизнь. Таких кластеров в Дубае десятки.
Один из самых модных районов современного Дубая — Альсеркаль Авеню — вырос вокруг склада. Еще в середине 2000-х в окрестностях района Аль-Куз размещались лишь только склады и офисы компаний, занимающихся промышленностью и логистикой. Теперь здесь арт-квартал, где есть всё необходимое для культурной жизни современного художника: два десятка галерей, где можно посмотреть и приобрести самое актуальное современное искусство, кинозал, где показывают артхаус с субтитрами, кофейни, где подают кофе собственной обжарки, ресторанчики, магазин и несколько коворкингов.
Говорят, что художникам в Эмираты дорога открыта…
Правительство привлекает творческих экспатов и внедрила политику «Золотых виз» для выдающихся кандидатов. Благодаря моей творческой деятельности, а также редакторской и журналистской работе, которой я занимаюсь в Дубае 16 лет, я был удостоен «Золотой культурной визы» и уже несколько лет вовлечён в культурные проекты.
Если до недавнего времени отношения между индивидуумами и государством лежали в правовом поле бизнеса, и творческие личности могли легально находиться в стране лишь имея рабочую визу или визу инвестора, открыв свою компанию, то в настоящее время руководство страны открыло новые возможности для представителей творческих профессии, а самых выдающихся даже удостоив «Золотых виз». Таким образом, художник в широком смысле этого слова остаётся свободным и теперь может жить и работать в стране без оглядки на своего работодателя, который открыл ему визу.