Барнаул готовится поставить на поток производство суперзащитных масок
Предприниматель из Барнаула Сергей Борисов и его компаньон врач Михаил Мошнин из Москвы готовятся запустить в производство маску, уничтожающую 100% зловредных микроорганизмов, включая вирусы, — рассказывает «Алтапресс.ру».
Они полагают: коронавирус с нами надолго, и, к тому же, опасность новых эпидемий — вполне реальная. Они раскрыли секреты, в чем сила маски и когда они смогут поставить производство на поток.
Вирусы и бактерии — «публика» очень изменчивая: они мутируют. И никто, увы, не знает наверняка, защитит ли от новых штаммов выпущенная в массы вакцина.
Маска — совсем другая история. Михаил Мошнин (выпускник алтайского медуниверситета, живущий в Москве) рассуждал так: если вдыхаемый воздух будет облучать специальный светодиод, она защитит от любых вирусов.
Идея уничтожать микро-нечисть в воздухе посредством ультрафиолетового излучения не новая: бактерицидные лампы в больничных палатах, наверное, видели все.
Однако, эти лампы «пожирают» много энергии. К тому же они громоздки — в маску их не вставить.
Так появилась идея использовать компактные и менее энергоемкие светодиоды, расположив их в закрепленных на маске коробочках — съемных фильтрах.
Опыты подтвердили: да, ультрафиолетовое излучение светодиодов убивает вирусы. Однако беда была вот в чем: вокруг светодиодов нужной длиной волны (254−280 нанометров) образуется озон.
А озон для человека — крайне вредная штука.
Среди обывателей репутация у озона, близкой «родни» кислорода, которым мы дышим, нередко вполне положительная. Кто не слышал, что озоновый слой где-то там, наверху, защищает все живое на Земле от губительного излучения Солнца?
Но одно дело озон на высоте 15−30 километров. И совсем другое — у носа человека.
И вот разработчики придумали, как справиться с озоном в маске.
Вместе с учеными химфака МГУ они выяснили: этот газ (трехатомный кислород) легко реагирует с серебром, преобразуясь в обычный (и, стало быть, нетоксичный) кислород.
«Серебро действует как катализатор», — объясняет Михаил Мошнин.
Затем Сергей Борисов начал эксперименты, как и на что это серебро нанести, чтобы носить маску было удобно.
Сначала хотели сделать многослойную металлическую сеточку с гальваническим покрытием серебра. Потом установили фильтр с посеребренным бисером. Оба варианта оказались неудобными — их отвергли.
Тогда ученые АлтГУ предложили другое — инновационное — решение: вакуумное напыление серебра на губку с крупными порами. На кафедре физики университета это и сделали доктор физматнаук Сергей Макаров и его сотрудники.
За счет напыления на губке создается тонкая серебряная пленка с высокой чистотой. Поверхность соприкосновения с воздухом у такой штуки очень большая, а вес, наоборот, совсем маленький.
«Вдыхаемый воздух проходит через светодиоды, озонируется, натыкается на нашу серебряную губочку и заходит внутрь, уже освобожденный от озона. Это подтвердили эксперименты на кафедре органической химии университета. Срок ее жизни вечный — пока не сгорят светодиоды. А они работают очень долго» — объясняет Сергей Борисов.
На доработку и начало производства потребуется еще несколько месяцев. Предприниматели — сами себе инвесторы, эксперименты проводят за свои средства, так что доработка идет не так быстро, как им бы хотелось.
Но о том, что к моменту начала производства суперзащитной маски проблема с коронавирусом испарится, ни Борисов, ни Мошнин не беспокоятся.
«Коронавирус с нами надолго, так просто от него человечество не избавится. К тому же наша маска уничтожает любые вирусы, независимо от разновидности», — говорит Михаил Мошнин.
Фото: altapress.ru