Верховный суд подтвердил возможность изъятия единственного жилья у банкрота
Единственное жилье физического лица, которое стало банкротом, может изъять не только кредитор, но и финансовый управляющий, — пишет «ТАСС».
Однако взамен человеку необходимо предоставить более бюджетное жилье.
Иммунитет на изъятие единственного жилья установлен ст. 446 ГК РФ, он гарантирует должникам сохранение в собственности их единственного жилья, за исключением того, которое заложено по ипотеке. В апреле 2021 года Конституционный суд России объявил, что суды сами могут в зависимости от обстоятельств дела решать, сохранять за должником его единственное жилье или нет, а также определять порядок предоставления кредитором должнику замещающего жилья.
Согласно решению ВС России, в рамках процедуры банкротства приобрести замещающее жилье может не только кредитор, но также финансовый управляющий за счет выручки от продажи имущества должника, которое находится в наличии.
Для обеспечения конституционного права должника на жилище условия сделок купли-продажи должны быть сформулированы так, чтобы право собственности должника на продаваемое жилье прекращалось не ранее возникновения права собственности на более дешевое. Также необходимо предусмотреть возможность прекратить торги по продаже излишнего жилья, если цена опустилась ниже той, при которой с учетом покупки замещающего жилья не произойдет эффективное пополнение конкурсной массы.
Если же покупкой нового жилья для банкрота занимается кредитор, то он должен принимать на себя риски того, что выручка от дорогого жилья не покроет его затраты, например вследствие изменения конъюнктуры рынка недвижимости.