Мы «за», но «против»: о вопросе строительства мечети в Бийске

16 апреля 2021

Прошедшие 20 мая в городской администрации публичные слушания, посвященные вопросу о выделении участка земли под строительство мусульманской мечети у крытого рынка, отнюдь не прибавили чувства дружбы между людьми разных вероисповеданий.

Еще до начала слушаний было ясно, что многие будут против строительства мечети в центре города. И на самом деле не потому, что против еще одного центра национальной культуры, который призван «сеять вечное, доброе». Как и стоило ожидать, сказался менталитет людей, которые на словах часто проповедуют толерантность, а на деле являются ярыми сторонниками только своей веры.

И какие только доводы ни приводили они, стоя за трибуной. Утверждали, что и так тесно на данном участке земли – рядом рынок, автостоянок нет (прихожане по-любому будут ставить машины в соседних дворах, даже детям негде будет поиграть, подышать свежим воздухом).

Были аргументы и посерьезней. В частности, о том, что систематические громкие призывы муллы, да с четырех часов утра, будут оскорблять чувства христиан, живущих поблизости. Представители казаков даже обратились к истории, согласно которой на участке, отведенном под строительство мечети, когда-то было кладбище, на котором захоронены наши предки.

Редко кто «держал середину» в данном вопросе. Большинство выступающих категорично говорили «нет» строительству мечети у рынка. Кстати, жители Барнаула, Рубцовки, Славгорода мусульманской диаспоре намеренно выделили места именно в центре города, и мечети с их минаретами стали еще одной достопримечательностью территориальных образований.

Высказываясь «против», многие старались закамуфлировать, сгладить свою явную нетерпимость к «иноверцам»: «Дескать, мы не против самого строительства, каждый верующий имеет право, закрепленное Конституцией, на свободу вероисповедания.» Но пусть ту же мечеть строят где-нибудь в другом месте. Например, на окраине города.

Как будто в других местах, в частности, на окраине города живут люди второго сорта и их религиозные чувства не будет оскорблять близкое соседство с мечетью. Никого не коробила мысль о том, что «на костях наших предков» можно размещать автостоянку с нужником, а мечеть – это оскорбление религиозных чувств?

Нам бы прислушаться к доводам того же заместителя руководителя духовного управления мусульман Алтайского края Исы Мусадиевича Хасаева, который, выступая с трибуны, рассказывал о том, что мусульмане с большим уважением и пиететом относятся к народным традициям и обычаям коренного населения, делают все, чтобы не оскорбить чувства людей другой веры. В частности, в нашей стране не читают азан (призывы к молитве с минаретов) через звукоусиливающую аппаратуру. Всякого рода микрофоны используются только в помещениях.

Но где там! На словах многие «за» толерантность (терпимость), а фактически резко отрицательно относятся к «иноверцам». Дескать, они и так захватили всю торговлю на рынке, дерут с людей без пощады (как будто люди другой национальности сплошь альтруисты и продают те же овощи и фрукты по бросовым ценам), ведут себя нагло, как хозяева города. А дай им еще и право построить мечеть, то вообще житья не будет.

И недосуг таким задуматься над тем, что национальность и вероисповедание здесь не при чем. Разве мало преступников или спекулянтов, которые наживаются на наших трудностях, из числа «коренной национальности»? Но почему-то их не хотят видеть, а вот «черные» заметны сразу.

Кто бы прислушался к словам Исы Мусадиевича, который, выступая на общественных слушаниях, подчеркнул, что истинно верующий мусульманин не имеет ничего общего с террористами, преступниками, которые убивают женщин, стариков и детей, устраивают терракты. Ислам учит добру, чувству справедливости, взаимопомощи, добрососедству, дружбе с людьми разных вероисповеданий.

И во власти такие же люди, которые лишь на словах за толерантность, а на деле далеки от этого понятия. Представьте себе, что уже 6 лет идут разговоры о выборе строительной площадки для мечети, но дальше обещаний дело не движется. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, представители мусульманской диаспоры обратились в суд, и только эта мера вынудила горадминистрацию провести публичные слушания.

Неудивительно, что волокита вызывает только раздражение. Что и заметил в своем выступлении депутат городской Думы по данному округу Юрий Анатольевич Борисов:

«Данное отношение порождает лишь социальную напряженность. И это не прошло мимо внимания собравшихся. Таким образом, публичные слушания отнюдь не укрепили «дружбу народов», а наоборот стали фактором, который «повысил степень конфликтности» ситуации».

Мягко выражаясь, удивляет и то обстоятельство, что, наверняка зная, что «вопрос не пройдет», администрация города сама предложила участок у крытого рынка. Не мусульманская диаспора просила, она согласна на любой вариант, а городские власти сделали предложение, которое спровоцировало лишь раздражение в обществе.

«Мусульмане из числа приглашенных на публичные слушания ушли озлобленные происходящим – я сидел рядом с ними и видел их реакцию. Зачем нужно было устраивать этот фарс? А правильнее сказать, провокацию. Не хватало нам еще косых взглядов со стороны братьев по вере», – уже после публичных слушаний многие высказывали именно эту точку зрения. – Ведь можно было совместно с представителями мусульманской диаспоры проехать по городу, выбрать место и решить вопрос в рабочем порядке. Быстро и без волокиты. Ведь все равно найдутся люди, которые по разным причинам или в силу своих предрассудков будут против строительства мечети. Зачем же разжигать межнациональную рознь?»

Трудно не согласиться с этим мнением.

Владимир ТЕ

Фото автора