Кому закон не писан?
С 1 января 2011 года в крае в силу вступил запрет на продажу алкоголя в ночное время. Согласно принятому на прошедшей сессии Алтайского краевого собрания (25 ноября) законопроекту, запрещено продавать алкоголь крепче 15 градусов в розницу с 21:00 до 09:00 часов. Данное ограничение не распространяется на организации общепита. Напомним, что законопроект о запрете торговли крепким алкоголем в ночное время на повестку сессии краевого Законособрания внес комитет по экономической политике.
Мы решили проверить насколько добросовестно к этим правилам отнеслись наши продавцы. Для этого нам потребовалось трое молодых людей (среднестатистических потребителей алкогольной продукции, студентов). План был прост: после 21.00 пройтись по торговым точкам и попытаться купить «горячительного» напитка (соответственно и содержание алкоголя в котором должно было превышать 15%). Места дислокации были выбраны наугад: в нашем случае получилось охватить район от «Детского мира» до центральной части города.
Итак, дождавшись 21:10 один из волонтеров заходит в маленький магазинчик по улице Ленинградская. На свою просьбу он получает довольно внятный ответ, что после девяти часов спиртное не продается. Продавец так же объяснила, что реализовывать запрещено не только водку, но и крепленые вина выше пятнадцати. После чего группа отправилась в находящийся неподалеку магазин «АТЛАНТИДЫЧ». Усложняем задачу: прежде чем совершить покупку, наш покупатель попробует договориться с сотрудниками магазина о покупке напитка «из-под прилавка». В этот раз диалог получился и вовсе более коротким: сказав, что продажа не возможна, сотрудница магазина и вовсе отказалась разговаривать, сославшись на занятость.
Очередной жертвой стал магазинчик торговой сети «БОТ ЦЕНТР». Но как только потенциальный покупатель подошел к стеллажу с водкой, менеджер торгового зала вежливо сообщила о том, что молодой человек опоздал всего на двадцать минут, после чего, процитировав выдержку из закона, сказала, что продажа не возможна. На все наши уговоры последовал ответ: «Сделка может состояться, но только за сорок тысяч рублей, которые пойдут на уплату штрафа». Немного отчаявшись в водке, мы решили слегка изменить ситуацию, попробовав купить напиток послабее. Снова возвращаемся на улицу Ленинградская и направляемся в крупный супермаркет сети «Аникс». Наивно полагая, что здесь нам повезёт больше. Берём бутылку крепленого вина, на что кассир отказалась да же брать товар из корзинки, мотивируя это тем, что аппарат её всё равно не пробьет. Идём дальше в магазин другой крупной — «Мария – Ра» и ситуация повторяется. Вносим в свой эксперимент новые корректировки. Мы решили попробовать купить спиртное без кассового аппарата, то есть деньги мы заплатим сейчас деньги, а товар пробьют на утро. Очередной жертвой становится магазин «Форне» на остановке «Театральная». Казалось бы, что может быть проще: приезжаем к самому закрытию, и в безлюдном зале пробуем привести свой план в действие. Но после совещания сотрудников нам вновь было отказано. На этом мы решили закончить свою проверку, все конкурсанты достойно справились с испытанием и получают только наивысшие оценки. Приятно осознавать, что закон выполняется в полной мере.
Но на этом мы не успокоились, потому что решили проверить, как в нашем городе обстоят дела с продажей алкоголя несовершеннолетним. Результаты опросов, проводившихся в школах, показали, что большинство учащихся 6-го класса уже не только попробовали спиртные напитки, но и покупали различные спиртосодержащие напитки, в числе которых пиво, вино, и шампанское. Главным фактом в этой ситуации является, конечно, то, что детей довольно часто «угощают» алкоголем отец, дедушка или кто-то из родственников. К 8-му классу количество подростков регулярно принимающих алкоголь возрастает: 54% учащихся принимают алкоголь раз в месяц, 7% – 2 раза в течение месяца, при этом 11% входят в группу риска по развитию алкоголизма. К 11 классу пристрастие подростков к алкоголю увеличивается: 45% принимают алкоголь один раз в месяц, 20,8% – раз в две недели, 29% – принимают алкоголь не менее одного раза в неделю. 39% подростков 8-11-х классов употребляют алкоголь еженедельно. Это серьезный повод для беспокойства, поскольку употребление алкогольных напитков с такой частотой вызывает развитие алкоголизма. Всего лишь 4% учащихся ни разу не пробовали алкоголя.
А, между прочим, статистические данные совсем не радуют: в 60,5% случаев детей (преимущественно в возрасте до 10 лет) к алкоголю приобщают родители, приобщение к выпивке среди друзей обычно происходит в более позднем возрасте. Девочки пробуют спиртное в раннем возрасте в 4 раза реже, в сравнении с мальчиками. Приобщение к алкоголю девочек происходит не так быстро. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, пробуют алкоголь. Наибольшее приобщение к алкогольным напиткам происходит у девочек в более позднем возрасте – в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет). 76,9% подростков, систематически принимающих алкоголь, учатся плохо, 23% учатся на среднем уровне и лишь около 1,5% показывают результаты немного лучше среднего уровня.
А проверить на добросовестность предпринимателей нам помогла 17-летняя девушка. Причём в данном случае результаты оказались буквально противоположными. А при предъявлении паспорта девушки и бейджика журналиста продавцы просто отказывались разговаривать. Мы проверили 12 магазинов по всему городу. В большинстве случаев пиво продавали беспрепятственно, а при покупке вина спрашивали о возрасте, но паспорт посмотреть так практически никто и пожелал. Хотя сказать, что все продавцы в нашем городе недобросовестные мы не можем. Порадовал всё тот же магазинчик «АТЛАНТИДЫЧ», в котором, нам наотрез отказались продавать пиво без документов. Торговые сети «Мария-Ра» и «Аникс». В магазине «Форне» на наших глазах подросток 10-12 лет приобрел крепкое пиво. Надеемся, что не себе. Хочется надеяться, что административные органы уделят большее внимание этой проблеме.
Семён ДЕВАЕВ
Россиянам достаточно часто требуется алкоголь в ночное время. Как показал опрос, проведенный в 46 регионах, за последний год каждый пятый россиянин (22%) покупал ночью крепкие алкогольные напитки. В основном это столичные жители (34%), мужчины (31%), россияне моложе 35 лет (29-31%), обеспеченные респонденты (30%), а также те, кто употребляет алкоголь часто (41%). В то ж время 76% наших сограждан в такой ситуации не оказывались. Как правило, это жители средних городов (82%), женщины (84%), пожилые (89%), малообеспеченные респонденты (82%), а также россияне, употребляющие алкоголь крайне редко (83%) или же вообще не пьющие (93%). Большинство россиян поддерживают идею введения запрета на продажу крепкого алкоголя в ночное время (79%). Наибольшее одобрение эта инициатива находит среди респондентов, употребляющих алкоголь редко (84%) или же вообще не пьющих (86%), жителей средних и малых городов (82-83%). 17% опрошенных, в свою очередь, реагируют на это предложение негативно. С наибольшим неодобрением к ней относятся люди, часто употребляющие алкогольные напитки (30%), москвичи и петербуржцы (25%)Значительная часть противников запрета мотивирует свое отношение личными причинами: 10% признались, что это доставит им неудобства, а 7% сочли эту меру нарушением своих прав.