Кто много читает, тот много знает
Когда-то граждане СССР с гордостью заявляли: «Мы – самая читающая страна в мире». За книгами стояли в очередях, книги покупали втридорога в магазинчиках «Букинист», в обмен на книгу собирали и сдавали тонны макулатуры, а запрещенную и редкую литературу перепечатывали на пишущих машинках в 3-4 экземплярах и с искренней радостью делились самиздатом с друзьями.
Книжные новинки обсуждались на домашних кухнях за чашкой чая. Не читать было стыдно! Теперь все иначе… Книга теряет читателя. Учителя школ, средних и высших заведений сетуют на безграмотность и ограниченный кругозор учеников, студентов и что греха таить – аспирантов и молодых ученых. Проблема грамотности стала государственной. И решение ее возложено на плечи учителей-словесников и скромных, тихих работников школьных библиотек.
Библиотекари школы № 17 с углубленным изучением музыки и изобразительного искусств Татьяна Васильевна Гаршина и Татьяна Николаевна Масельская нашли свой путь ее решения.
— Татьяна Николаевна, можно ли вернуть книге читателя?
— Думаю, что можно. Только добиваться этого нужно сообща, привлекая самые современные технологии. Сейчас школьные библиотеки превращены в библиотечно-информационные центры. И это замечательно. Мы имеем возможность вести школьный сайт, активно работать в сетевой школе, использовать электронные книги, аудиокниги, множество видеоматериалов, которые отнюдь не отвлекают ребят от чтения. Напротив. Являясь частыми гостями школьного сайта, ребята приходят к нам за более подробной информацией. Очень часто – за редкой книгой. Без книг невозможна любовь к книге. Из-за дороговизны купить хорошую книгу может не каждая семья. В формировании библиотечного фонда нам активно помогают родители. Спасибо им за это. Мы ищем и берем книги в других библиотеках, сканируем их, скачиваем из Интернета. К сожалению, мы не можем рекомендовать детям искать и скачивать книги самостоятельно. Прежде всего, из-за рекламы. Разыскивая книгу, ребенок может насмотреться такого! Одно такое посещение может свести на нет воспитательную работу нескольких лет.
— Ведете ли Вы статистику интереса к чтению среди учеников?
— Конечно. На главной странице сайта школы я регулярно провожу опрос посетителей. Так вот, из 380 опрошенных посетителей сайта 372 ответили, что читают часто, 5 – иногда и только 2 – не читают вообще.
Мы ведем беседу среди стеллажей, оформленных с любовью к книге и с профессиональным учетом и знанием интересов читателей: «По страницам ваших учебников», «Зажгите свечу в нашу память», «Готовимся к ЕГЭ». Среди книг группы «Любимое чтение» — произведения Андерсена, Андреева, Булычева, Боровикова, Максимова, Твена и десятков других авторов». Множество цветов. Аквариум. Стенд с детскими рисунками и поделками, посвященными героям любимых книг.
— Нам не удалось бы увлечь ребят книгой без поддержки наших замечательных учителей и читательского актива. Вот уже несколько лет Наташа Шишкова и Катя Кылосова готовят декорации, помогают в подготовке и проведении читательских гостиных. Их тематика посвящена страницам замечательных детских книг. Это и «Алые паруса», и «Маленький принц». Кстати, образ Маленького принца красуется на логотипе нашей библиотеки. Сейчас я завершаю видеоролик для родителей, цель которого привлечь внимание к детскому чтению. Мы ежегодно проводим школьный конкурс «Самый читающий класс». Победителем стал класс Т.В. Шаховой. Вот так и действуем сообща: мы с Татьяной Васильевной, наши активисты, родители, учителя и, конечно же, наш директор – Л.В. Разина.
— Чтение требует погружения в книгу. Это погружение создает тишина и качество чтения. Вот почему так полезны аудиокниги в исполнении прекрасных актеров, мастеров слова. А как замечательно, когда мама или папа читает детям вслух! Ведь это позволяет создать атмосферу сопереживания, диалога, обмена мнениями. Школьные библиотекари читают детские книги. Тогда к ним и тянутся читатели. Без этого никак нельзя, — с улыбкой произносит Татьяна Николаевна.
Чтение – одно из главных умений человека. Оно играет основополагающую роль в формировании личности ребенка, багажа его знаний о жизни общества и природы, обеспечивает его нравственное воспитание. Чтение в России всегда было обращено к душе, заставляя душу трудиться. Современные дети постепенно утрачивают способность к сопереживанию, к сочувствию, привычку к духовной работе. И как прекрасно, когда есть люди, умеющие раскрыть эти качества в наших детях!
Ведущая рубрики канд. филос. наук ГМ.
ПрессЛоготип школьной библиотеки МБОУ СО№17